Главная темаПрофессионалы

Василий Романчук: Смотрю на родной цех – и душа радуется

Он знает метод разогрева машины в лютые морозы, называет коллег не иначе, как профессорами, любуется новыми боксами для стоянки мощной техники. Ветеран АТЦ ЕВРАЗ КГОКа, глава династии качканарских бульдозеристов Василий Романчук с ностальгией вспоминает трудовую молодость и чутко следит за современной жизнью подразделения

В начале февраля, когда Качканар сковали 30-градусные морозы, Василий Романчук приболел.

— Кругом вирусы, да и подморозило сильно, но ничего, дайте мне два дня, и я встану на ноги! – пообещал бравый ветеран комбината  и слово сдержал.

Ровно через два дня Василий Антонович, бодрый и румяный, приехал из посёлка Валериановска в редакцию «КР» и притом не с пустыми руками. Бережно и трепетно, словно реликвию, гость достал из-за пазухи чёрно-белые фотографии.

— Поглядите, вот в таком домишке в 1960 году располагалось первое управление АТЦ. Здесь же – мастерские, водогрейка, токарный и сверлильный станки, — рассказал ветеран комбината. – А вот и коллеги мои – Мария Продовикова и Елизавета Воробьева.

Так начался наш разговор о славном прошлом и уютном настоящем автотракторного цеха ЕВРАЗ КГОК.

vasilij romanchuk
Первое управление АТЦ

Тепло в ведёрке

Сегодня вотчину Анатолия Лебедева называют кратко и ёмко АТЦ, а летом 1957 года, за шесть лет до запуска КГОКа, предприятие называлось «Тяжелый парк». Уже к 1960 году его мощь составляли около 40 единиц техники, автомобили разной модификации, тракторы, бульдозеры, а вот своих помещений у цеха не было. Вся техника стояла под открытым небом и летом накалялась на солнце, весной и осенью омывалась дождями, а зимой – вообще отдельный разговор.

— Зимы в те годы были не просто холодные – лютые! Мы приходили за полтора часа до начала смены и, чтобы завести движок, разжигали факел, ставили под днище двигателя ведро с костром и грели. С десяток зим так выкручивались, — вспоминает бульдозерист.

В 1961 году работники цеха сколотили деревянные навесы, с боков забитые досками. Всё это происходило во время субботников, по окончании трудовой недели. Так водители, бульдозеристы, слесари и другие работники цеха воздвигли маслогрейку, аккумуляторную, вулканизаторную, навес для ремонта бульдозеров, тепляк для обогрева ремонтного персонала, сварочный пост, а ещё поставили козловой кран.

— Ремонтировались на сквозняке и холоде. Из-под бульдозера выскакиваешь, согреваешь руки и рукавицы — и бегом, пока тепло в ладонях держится, принимаешься за работу, — вспоминает школу жизни ветеран.

Подобные зарисовки сохранились и в памяти коллег Василия Романчука – первых водителей Алексея Лопаева, Николая Васильева, Заура Давлетшина и Юрия Долгих.

Стаж династии — 104 года

Василий Романчук родился в 1937 году в поселке Черный Яр в окрестностях Новой Ляли. С 1947 года по сей день проживает в Валериановске. Из 46 лет трудового стажа Василий Антонович 34 года проработал бульдозеристом ЕВРАЗ КГОК, а сейчас его сын и внук трудятся бульдозеристами на комбинате. Общий трудовой стаж семьи Романчук составляет 104 года. В 2018 году семья стала участником проекта ЕВРАЗа «Стальные династии».

Профком – сподвижник и помощник

Цеховой комитет профсоюза из девяти человек, а также казначей избирались на один год. Собирали взносы, принимали новых членов в профсоюз, ставили работников в очередь на получение жилья, а детей — в очередь в детские сады, посещали больных, готовили на Новый год подарки, выделяли путевки в пионерские лагеря.

— Задачей цехового комитета была всесторонняя помощь коллективу, забота о трудящихся. Никогда и никто не рвался командовать. В цехе один хозяин – это начальник цеха. Единственный, кто за всё в ответе, — иного не дано, — выражает позицию ветеран.

Сегодняшний начальник АТЦ Анатолий Лебедев, по мнению Василия Романчука,  многое делает для цеха. Проводятся капитальные ремонты, строятся современные утепленные боксы и гаражи, ремонтные мастерские, введена новая автомойка для крупногабаритных машин.

— Столько объектов ввели в строй, — отмечает Василий Антонович и с белой завистью перечисляет метаморфозы: — Вся техника сейчас стоит в тепле. Не надо греть воду в чанах. Не надо запускать  воздухоподогрев. Не надо водителю приходить на смену раньше. Все сделано для улучшения работы!

vasilij romanchuk
Династия Романчуков украшает март

Не просто профессионалы – профессора!

Даже на пенсии Василий Романчук не теряет контакта с коллегами и радуется каждому приобретению цеха: бульдозерам, автобусам, дежуркам. За исправность техники бульдозерист с 34-летним стажем спокоен, потому что знает об опыте и профессионализме мотористов двигателей, водителей, механиков, начальников колонн.

— Я называю их профессорами, потому что все знания, опыт и душу они вкладывают в цех. Вы посмотрите: в цехе нет отстающих колонн, одна лучше другой. Взять автобусную колонну, возглавляемую Игорем Демьяновым. Водители перевозят  работников на Западный карьер, в рудоуправление, АТЦ, на фабрики и хвостохранилище. Эта колонна задает четкий ритм всей работе и настроение коллегам на всю смену. А взять мотористов, агрегатчиков  – профессора!

Бокс для ремонта 130-тонных БелАЗов Василий Романчук называет дворцом. Там легко умещаются четыре гиганта с поднятыми кузовами. Чисто, светло, есть где переодеться и умыться.

По-человечески

Обо всех преобразованиях в АТЦ за последние пятнадцать лет Василий Романчук говорит так: «Всё сделано по-человечески».

— О многом можно говорить, писать, но я хочу сказать одно: начальник АТЦ Анатолий Лебедев честен и внимателен. Он решает проблемы цеха, в котором трудятся без малого 900 человек, — говорит ветеран АТЦ. — С первого дня образования цеха наш коллектив славен делами и духом единства. Я наслышан, что цеховой комитет сегодня не всегда поддерживает это единение. Скажу прямо: все работают в одной упряжке, и растаскивать её нельзя. Уж я-то историю цеха знаю с самого начала. Мы не ругались никогда. А распри людские идут от зависти.

Тэги

Статьи на близкие темы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть