Главная темаПерспектива

Новый отсек хвостохранилища: что это такое и зачем он нужен?

В Качканаре прошли общественные слушания по проекту строительства нового отсека хвостохранилища ЕВРАЗ КГОК

Перед общественностью Качканара выступили:

  • менеджер проекта «Развитие сооружений хвостового хозяйства ЕВРАЗ КГОК»» Яков Чудаев,
  • руководитель направления по крупным экологическим проектам Департамента экологического менеджмента Дирекции по координации природоохранной деятельности Вера Моисеева,
  • начальник отдела «Механобр Инжиниринг», один из разработчиков проекта строительства нового отсека хвостохранилища Игорь Дедушенко.

Они рассказали об особенностях нового отсека ЦХХ, как его строительство скажется на экологии Качканара, а также ответили на вопросы участников слушаний.

Зачем нужно новое хвостохранилище?

— Остаточный объем ныне существующего хвостохранилища недостаточен для производства, даже при сохранении текущих объемов добычи. Применяемая в настоящее время технология складирования устарела и требует модернизации, — рассказал Яков Чудаев. — От реализации проекта строительства нового отсека хвостохранилища ЕВРАЗ ожидает улучшение по следующим направлениям:

экономика — обеспечение стабильной работы ЕВРАЗ КГОК;

экология — свести к нулю сброс сточных вод, сокращение забора свежей природной воды, снижение пыления, уменьшение потребления электроэнергии;

безопасность — безопасность сооружений повышается в несколько десятков раз. Это достигается за счет уменьшения объемов подачи воды в хвостохранилище и усиления откосов дамб;

социальный эффект — обеспечение стабильной работы КГОК, налоговые отчисления в бюджет Качканара, создание новых рабочих мест при строительстве объекта и сдачи его в эксплуатацию.

Соблюдение экологии и безопасности

— ЕВРАЗ это международная компания, которая точно соблюдает общепринятые экологические стандарты, — подчеркнула Вера Моисеева. — Мы идем в ногу со временем и понимаем, что не только эффективное производство, но и забота об охране окружающей среды — важнейшие факторы нашей конкурентоспособности.

Ныне действующее хвостохранилище было построено в 1963 году, до того, как была создана система экологического законодательства в нашей стране, и некоторые аспекты его сейчас не соответствуют текущим требованиям. В хвостохранилище хранятся отходы — хвосты мокрой магнитной сепарации, которые относятся к 5 классу опасности. По шкале опасности отходов это самый безопасный. Те же ртутные лампы, используемые в быту, относятся к 1 классу опасности, а бытовой мусор, собираемый в наших квартирах, относится к 4 классу опасности.

Безопасность работ на хвостохранилище контролируется в нескольких точках: осуществляется забор воды, отбирается для анализа почва вокруг, изучаются подземные воды. Мониторинг прошлого года показал, что фактически по всем средам превышений не обнаружилось. Хочется отметить, что Качканар и окрестности находятся в зоне геохимической аномалии, когда вода в естественных природных условиях вымывает и несет в себе частицы полезных ископаемых — металлов — ванадия, железа и меди.

Пульпу загустить, воду сэкономить

— Концентрация пульпы, которая сейчас подается в пульповоды с фабрик, составляет от 7 до 11 процентов, то есть на 1 тонну хвостов приходится порядка 10 тонн воды. И этот огромный объем воды в размере 45 тысяч кубометров в час отправляется в хвостохранилище. Ежегодный прирост высоты дамб составляет 3 метра. Ежегодные безвозвратные потери воды составляют порядка 20-24 миллиона тонн. Эти потери компенсируются забором чистой воды, — сообщил Игорь Дедушенко. — Для продолжения надежной эксплуатации хвостохранилища новый проект предусматривает реконструкцию существующих сооружений, строительство нового отсека для складирования сгущенных хвостов и строительство защитного отсека хвостохранилища, который обеспечит перехват и возврат фильтрационных вод в систему оборотного водоснабжения комбината. По новой технологии жидкая пульпа будет подаваться на комплекс сгущения. Получившийся продукт с концентрацией 40 процентов будет подаваться на комплекс классификации, а осветленная вода объемом до 20 тысяч кубометров в час будет сразу сбрасываться в технологический канал и возвращаться в оборотную систему. Тем самым сразу сократится объем воды, подаваемой на хвостохранилище.

Более компактный и надежный

Новый отсек разместится на площади в несколько сотен гектаров на землях предприятия и будет более компактным — почти в 4 раза меньше действующего хвостохранилища. Пульпа перед складированием будет обезвоживаться, а ее фракция разделится на две части: более крупные частицы поступят в новый отсек, взвесь воды и мелких частиц направится в действующие отсеки. Для предотвращения пыления в действующем хвостохранилище укрепят откосы дамб крупным щебнем и скальной породой, будет построена оросительная система. Используемая на хвостохранилище вода будет  через дренажные системы отводиться в Выйский отсек  для повторного использования, это позволит исключить попадание стоков в окружающую среду и уменьшить забор воды из местного водохранилища.

В ходе презентации проекта у горожан возникли вопросы, и на все были даны исчерпывающие ответы.

Что будет с горой ЛуковОЙ

Юрий Бячков, председатель Качканарской Думы: — Жителей Валериановска волнуют вопросы: насколько будет вырублен лес и будет ли гора Луковая закрыта шламами в процессе реализации этого проекта?

Ответ: — На горе Малая Луковая планируется размещение пульпонасосной станции, поэтому вырубка там будет произведена под проектируемые здания и сооружения и проектируемые технологические проезды. Новый отсек будет располагаться за горой Малая Луковая в сторону Нижней Туры. Обзор на него будет закрывать гора Малая Луковая.  Размещение шламов планируется за горой Малая Луковая. Вырубка леса производится только в границах проектирования для установки новой насосной подстанции и линейных объектов: трубопроводов, водоводов оборотной воды, водоотводных сооружений, технологических проездов и линии электропередач в 110 кВт. Мы планируем максимально уменьшить площадку, чтобы минимизировать объемы строительных работ.

Местные рабочие в приоритете

Александр Серебряков, председатель совета молодых специалистов ЕВРАЗ КГОК:
— Когда начнется стройка и появятся ли рабочие места для качканарцев? Бытует мнение, что местных на работу брать не будут, а предпочтение отдадут вахтовым рабочим.

Ответ: — Строительные работы начнутся в первом квартале 2022 года. Одна из наших приоритетных задач — привлечь жителей Качканара и близлежащих городов по максимуму. Даже с точки зрения экономической эффективности «привозные» сотрудники обходятся намного дороже местных. Для реализации проекта планируется привлечь до 1500 рабочих и ИТР. Мы взаимодействуем с Центром занятости Качканара, получили список людей, которые находятся без работы, и со своей стороны предоставили перечень профессий, которые будут востребованы на объекте.

С заботой о людях и природе

Общественные слушания получились содержательными. Жители Качканара, большая часть населения которого трудится на ЕВРАЗ ГОК, понимают, что новые проекты направлены на улучшение экономики предприятия и экологической безопасности, и действия разработчиков проекта поддерживают.

Озвученные проблемы города возникают прежде всего от того, что действующее хвостохранилище было построено еще в годы, когда не особо задумывались об экологических стандартах. Реализация нового этапа реконструкции цеха хвостового хозяйства нацелена как раз на решение старых проблем и продиктована исключительно заботой о людях и окружающей среде. Приходит время ответственного потребления всех ресурсов, и ЕВРАЗ КГОК, вкладывая огромные инвестиции в новые современные технологии по работе с отходами производства, является ярким тому примером.

Тэги

Статьи близкие по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть