Главная темаТак и живем...

Разведка. Таёжный роман

Когда забили первый колышек, решили: справа – город, слева – комбинат. Как планы претворились в жизнь, узнаем в завершающей главе воспоминаний ветерана автотракторного цеха Качканарского горно-обогатительного комбината Василия Антоновича Романчука

Вот как всё было. В июне 1956 года к клубу поселка Валериановска подъехал крытый ГАЗ-51. Машина остановилась. Из кабины вышел мужчина. Как мы потом узнали, это был начальник изыскательной партии «Уралгипроруда». Он объявил, что завтра срочно нужны 20-30 человек для проведения изыскательных работ для будущего строительства города и комбината.

Мы, молодые парни и девчата, сразу же записались. Набрав человек 25, начальник приказал к семи утра прийти в дому Петра Ивановича Бронникова. В назначенное время все были в сборе. На гору Долгую вел дядя Ваня Мезенцев. Шли пешком более двух часов. У каждого был топор и другой инструмент. Пришли на макушку горы, сделали привал неподалеку от того места, где вскоре вырастет корпус цеха дробления. Здесь раньше стояла треножина. Вот тут начальник фабрики торжественно сказал: «Вбиваем первый колышек! Слева будет комбинат, справа – город».

Планы на карте

Смотрим вдаль – там гора Рогали и кедровник. С каждого дерева снимали по три-четыре мешка шишек, а Володя Стрельников с одного кедра сбил шестом столько шишек, что на восемь мешков хватило. Могучее было дерево: толще метра в обхвате и высотой до пятнадцати метров. Мы у этого кедра всегда отдыхали. Рядом текла речушка Рогалевка.

В том месте, где вскоре расположатся промплощадки РМЗ, ЖБИ и других хозобъектов, почва была пропитана водой, но болота не было.

Здесь мы разделились на три группы.  В нашу группу, ответственную за съёмку и разбивку, вошли: геодезист Геннадий Иванович Просвиряков, рабочие Нина Бронникова, Тамара Злобина, Зоя Шумихина, Г.Шамин, Г.Шкиндер, В.Клименко, А.Мелехов, К.Бикмулин, Н.Плетнев, А.Глазунов.

В городскую группу вошли: А.Сидоров, Д.Ракитин, А.Ракитина, Н.Дрямина, В.Макаров, И.Мезенцев, Харис Бикумулин, С.Бронников, С.Баранов, Клава Глазунова, Валентина Субботина, В.Плетнева, Л.Гребенкина. В группе промплощадки были: братья Плетневы, Н.Смирнов, В.Серов, Ахат Зарипов, А.Калашников, П.Бурдаков, В.Решетников, И.Савельев, Н.Огрызков, В.Хакимов, М.Алифметов, Г.Карасканов, В.Шитов.

Нашей задачей тогда было прорубить визиры вокруг комбината, сделать разбивку под все объекты градообразующего предприятия, ТЭЦ, очистные сооружения, железнодорожные пути – вплоть до карьера. Предстояло также разбить Главный карьер по горизонтам и сделать съёмку железной дороги от станции Качканар через ТЭЦ по плотине, далее через станцию Карьерная и до Валериановска. Этих объектов не существовало в природе, но на карте они уже были.

Как нас встретила гора Долгая

Суровая была встреча. Лето было жаркое, а главная напасть – невиданная масса клещей. Десятки штук снимали друг с друга.

Нашей задачей было прорубить визиру и отходящие лучи ровно на километр. Геодезист с девчатами-помощницами проводил замеры. Работали до позднего вечера, причем все без исключения. Ходили пешком туда и обратно каждый день, кроме воскресенья. В то лето 1956 года вся гора была усыпана земляникой.

В августе визиры закончили. Копали шурфы, чтобы узнать, какая под будущим зданием порода. На земляной работе всем нам платили больше, чем на визирах. Труднее всех досталось мужикам на промплощадке: метр копают – вода заливает. Не успевали откачивать, целыми ведрами черпали воду. Ждали первых заморозков, но это не помогло.

Позже из Свердловска привезли целый десяток коловоротов. Время торопило. У водоканала работали два станка. Нашли большой запас воды, то есть подземное водохранилище на глубине 120 метров от поверхности. Там изрубили площадь визирами вплоть до поселка Глубокая.

Курс на Вагановку

В конце октября у избушки на реке Рогалевка встретился нам начальник СМП-18. Он пригласил нас на строительство железной дороги от Вагановки до Качканара. Около пятидесяти человек приняли приглашение, мы с Володей Клименко прибыли в числе последних уже в ноябре.

Основные работы велись на Вагановке или по-другому на станции Чекмень. Там мы встретили Леонида Мухачева, бригадира комсомольской бригады по укладке путей. Для рабочих он был царь и бог. Без него никуда. Укладка шпал и затаскивание рельсов – все делали вручную. Но самым главным препятствием был такой факт: подошва пути не была расчищена от пеньков.

Оптимальной численностью бригады было 15 человек, но фактически работали семь-восемь. В основном все были родом с Именновского, а учились мы вместе в школе Валериановска, поэтому знали друг друга хорошо. Жили все вместе в общежитии.

Ежедневный план строительства составлял 150-200 метров пути. Мой отец день и ночь привозил рельсы и шпалы на корчевателе. Доводилось и мне работать ночами.

Мастером был Виктор Циканов. Наиболее часто он был в разъездах: добывал рельсы, болты, подкладки. Ему это хорошо удавалось.

В бригаде каменщиков трудились шесть человек с Журавлика. За зиму возвели четыре дома на четыре квартиры каждый. Бригада Кошелева мигом сделала полы, потолки, двери, окна. Бригада Михаила Крашенинникова занималась деревянными постройками.

Автоколонна делала насыпь для путей, её толщина доходила до метра. Большую насыпь делали на машинах ГАЗ-51, самосвалах ГАЗ-93. Аркадий Кочуров, Иван Савельев, Кабир Бикмулин, Яков Мормуль работали день и ночь. У мехколонны были три экскаватора. Хорошо помню, что на них работали братья по фамилии Семикоровка.

Просчитались

Перед насыпью была горка, мешавшая прокладке путей. Перед новым годом решили её взорвать. Прокопали шурфы через каждые пять метров, глубину сделали от двух до восьми метров. Видимо, взрывчатки было слишком много, потому что в момент взрыва до жилых домов на Вагановке долетели камни, грунт, глыбы снега и льда. Лес напротив места взрыва весь срубило и привалило грунтом.

Случались и другие промашки. Пятого декабря 1956 года бригада врезала стрелку для заезда составов на станцию Чекмень. Все подготовительные работы провели, но не учли одного: грунт проморожен до метра вглубь. Движение поездов было остановлено.

Впрочем, были поводы для радости. На строительстве железной дороги я познакомился с замечательным человеком Иваном Харитоновичем Симоновым. В шестидесятых годах он и В.Циканов работали в Главном карьере.

Я как бульдозерист готовил по горизонтам трассы для путей. Как только стрелку врезали, так сразу два пути протяжённостью по 800 метров в сторону Качканара были готовы.

Вскоре пришел состав из одноосных и двухосных вагонов. Там имелось место для жилья. Из убранства – только чугунная печь. В большие вагоны вселяли семейных сотрудников. Один большой вагон занимали наши валериановские работники.

Согревала печь, объединяла дружба

Комендантом Вагановки была наша землячка Тамара Голдобина-Мормуль, её муж Яков работал в автоколонне. За неделю вагончики обросли деревянными сенями, крылечками. Мы своим тоже помогли благоустроиться: сделали стол длиной примерно четыре метра и лавки.

В воскресенье все валериановские, кроме шоферов мехколонны, собирались вместе. Мой отец с Василием Пруссом варили двухведерную кастрюлю густого супа. Вот его рецепт: картошка и десять банок фасоли с мясом. К часу дня все собирались и ели эту вкуснятину с черным хлебом, испеченным в Азиатской. Вечером все шли в баню.

Все рабочие СМП-18 жили в деревянных щитовых домах. Они были достаточно теплыми благодаря печам из кирпича. Топились метровыми дровами. Тепла хватало до утра. Каждый вечер показывали фильмы, концерты.

Плечом к плечу с нами работали комсомольцы из Пензенской области, Удмуртии, с Волги. Платили, на мой взгляд, нормально: до 150
рублей, тогда как завтрак, обед и ужин стоили всего рубль. Ох, какие в столовой жарили пончики со сметаной или яблочным вареньем! Сейчас таких нигде не найдешь.

Вот такие они, штрихи комсомольской стройки…

Тэги

Статьи близкие по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Текст невозможно скопировать!
Закрыть