Профессионалы
Василий Романчук – легендарный бульдозерист, ветеран комбината и просто замечательный человек
Ему бы играть в кино начальников разведки, руководителей – статный, красивый, мужественный мужчина. Ни за что не дашь ему 86 лет, гораздо меньше! Улыбающийся, добродушный, светлый человек. Василий Антонович Романчук – ветеран труда российского значения, а также удостоен звания «Почетный пенсионер» ЕВРАЗ КГОК. Работал машинистом бульдозера в автотракторном цехе почти 40 лет
Всегда помогайте друг другу!
Наш герой родился в посёлке Чёрный Яр, недалеко от Лобвы. Когда-то там был богатый леспромхоз.
– Собирался я как-то туда поехать, но услышал, что там уже никто не живёт. Очень жаль, сельское хозяйство сейчас в упадке. 2500 коров у нас было, натуральное молоко шло в детские сады, магазины. Сейчас у меня кот Мурзик тестирует молоко: если хорошее – выпьет, не понравится – не будет. Надо к земле ближе быть, у меня в огороде всё растёт, заготовки на зиму сам делаю, блины пеку, – рассказывает Василий Антонович.
Он очень гостеприимный хозяин – чаем всегда напоит, да ещё и снабдит полным пакетом даров природы.
– Во время войны людям тяжко приходилось. Помню, мама работала на промывке золота, ей 25 копеек платили. И я, шестилетний, шёл потом на Артельный отовариваться: брал три килограмма муки, килограмм пшена, полбутылки постного масла, полкило сахара. И продавец всегда мне давала конфетку. Я её отдавал другим ребятишкам, себе не брал, они делили это лакомство на четыре части. Бабушка, когда пекла пирожки, всегда несла другим детям, подкармливала. Делились мы с соседями и овощами, и молоком, поэтому и выстояли. Надо больше отдавать, всегда помогать друг другу, не жадничать, милосердие проявлять! – отмечает Василий Романчук.
«Моё солнышко»
Была в его жизни настоящая любовь. Прекрасную Нину, светловолосую, с глазами цвета ясного неба, он встретил совершенно случайно в электричке, когда с товарищами ездил в Нижний Тагил получать приборы ночного видения.
– Любовь с первого взгляда! Только не подошёл я к ней почему-то сразу, сробел. Но судьба нас снова свела на улицах Качканара. Вот тогда-то я не растерялся, представился, сказал, что работаю в автотракторном цехе. Супруга тоже всю жизнь трудилась на комбинате, в экономическом отделе. Заявление в ЗАГС мы на третий день знакомства подали, 53 года и 6 месяцев прожили. Но не стало её семь лет назад… Мы всё делали вместе: готовили, прибирались, вели хозяйство, – продолжает Василий Антонович. – У нас были корова, бык и поросята. Нина тоже в своём доме выросла, так что у нас и тут интересы сошлись. А как мы купаться любили! Там, где сейчас лагерь «Чайка», речка Мокрая, гидравлик работал. Каждый вечер в 22.00 мы шли туда купаться. Жена – моё солнышко, мой человек!
И город мне родной, и комбинат!
Его радость сегодня – сын Алексей, дочка Наталья и четверо внуков. Дочь живёт в Перми, но постоянно навещает отца. Сын продолжил семейную династию – работает машинистом бульдозера в АТЦ.
– Мой дедушка – машинист паровоза, бабушка лечила людей, отец был трактористом, механизатором. Когда я пришёл из армии, он сказал, что меня позвали работать бульдозеристом. Профессиональная подготовка ого-го тогда была! Каждый год мы проходили техминимум, главный инженер собирал нас, проверял знания по устройству бульдозера, потом мы сдавали экзамены. У меня был самый высокий разряд. Работа хоть и тяжёлая, но безумно интересная! Пройдешь бульдозером, оглянешься назад – чисто, ни одного камешка, можно в тапочках ходить.
Привыкли мы качественно, с душой к любому делу относиться. Трассы под железную дорогу делали в карьере, навалы толкали после взрыва, дороги чистили. Устройство бульдозера я с закрытыми глазами знал. Отец меня с девяти лет к технике приобщал. И город мне родной, и комбинат! Заботятся о нас, пенсионерах. Льготы по квартплате как почётный пенсионер получаю. Считаю, город только за счёт КГОКа и держится. Столько обновлений произошло в Качканаре, потому что в администрации и думе работает хорошая команда в крепкой связке с комбинатом! – резюмирует Василий Антонович.
Как уральский БАМ строили
Василий Антонович с теплотой вспоминает коллег, как собирались экипажем и отмечали праздники, посещали цеховые встречи, субботники, обновляли территорию. Такой дружбы он желает всем.
Ему всегда есть чем заняться. Встаёт в пять утра, потом – работа в огороде. Помимо кота, хозяина сопровождает верный спутник – десятилетний пёс Туман.
– С Иваном Соболевым мы пишем, как уральский БАМ строили, – это от Свердловска до Серова, из нашего цеха там много ребят работало. День проходит насыщенно. В ближайших планах – построить сарай на своем участке. Дом, в котором живу, старый, еще отцовский, но фундамент я заменил, крышу перестроил, банька у меня хорошая. Мечтаю побывать в Белоруссии, там, где расположен мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой». Жизнью очень доволен! Ну а людям пожелаю больше доброты! – подытожил Василий Романчук.
История легендарного камня у Дворца культуры
– Много событий прошло за годы моей работы на комбинате, но есть такие, о которых не все качканарцы знают. Например, о том, как на площади перед Дворцом культуры появились два бута – большие камни, привезенные с Западного карьера, – вспоминает Василий Романчук.
– Было это в субботу 28 октября 1968 года. Утром в 7.30 приезжают ко мне заместитель начальника производственного отдела КГОКа Виктор Шумилов и председатель профкома КГОКа Евгений Иванович Галышев и говорят:
– Одевайся по-быстрому, поедем на Западный карьер за большим бутом. Завтра – 29 октября, исполняется 50 лет ВЛКСМ. У Дворца культуры будем закладывать капсулу, её откроют в 2018 году, в честь 100-летия комсомола.
У меня в тот день был выходной, но я мигом собрался. Автобус ждал у крыльца подъезда. Водителем был Володя Козырев, тоже бывший комсомолец. Привезли меня в цех, я взял путевку, заправил ДЭТ-250 (дизель-электрический трактор) и через Северный карьер поехал на Западный.
До горизонта, куда сказали ехать, добрался быстро. ДЭТ – машина скоростная, бегала шустро. На месте ждали Шумилов, Галышев, экскаваторщик Алексей Новоселов и водитель БелАЗа Анатолий Червяков. Подошли мастер Уткин и начальник экскаваторного участка Серебряков. Показали бут, который надо было подтолкнуть к экскаватору, чтобы он погрузил его в БелАЗ. Скальный бут был большой и очень красивый, Галышев сказал, что выбрали самый лучший.
Бульдозер толкать бут не смог, пришлось его переворачивать. С трудом, но к экскаватору я всё-таки этот бут доставил. Новоселов погрузил его в самосвал. Бут занял весь кузов. Червяков говорит Шумилову: «Дорога очень скользкая, не съехать к плотине от Западного карьера». Поэтому к плотине съезжали, придерживая самосвал
ДЭТом, а от первого дома в восьмом микрорайоне до Дворца культуры тянули БелАЗ на тросе. Дорога была полностью покрыта льдом.У Дворца при разгрузке БелАЗа огромный бут раскололся на несколько частей. Самый большой бут я подтолкнул ближе к фонтану, другой – к углу дороги, он и по сей день там лежит. Всё остальное я заровнял.
Капсулу с посланием в будущее и бут над ней ставили 29 октября 1968 года, людей было много. Через неделю на Западном карьере Евгений Иванович Галышев вручил мне грамоту и памятный значок «50 лет ВЛКСМ». На моем пиджаке он красуется и по сей день.