Главная темаЧеловек и закон
МВД инициирует упрощение процедуры техосмотра
На совещании в Минэкономразвития, где обсуждалась реформа техосмотра, представители МВД предложили исключить из процедуры ТО ряд пунктов. Об этом передает «Коммерсантъ» со ссылкой на протокол встречи
Отметим, что ранее начальник ГИБДД Михаил Черников предложил и вовсе отменить обязательный техосмотр для легковых автомобилей и мотоциклов физических лиц. Как выяснил «Коммерсантъ», на встрече в Минэкономразвития МВД дополнило свое предложение, представив поправки в постановление правительства №1434 от 2020 года – они предполагают исключение из правил техосмотра ряда обязательных сейчас проверок.
Кому от упрощения станет лучше?
Среди пунктов ТО, от которых предлагают отказаться: проверка коррозии элементов тормозной системы, наличия повреждений тормозных трубопроводов, способности стеклоомывателя подавать жидкость в зону очистки стекла. Ведомство больше не считает нужным проверять наличие в машине аптечки, знака аварийной остановки и огнетушителя, замерять уровень шума выпускной системы и загрязняющих веществ в выхлопе. Также предлагается не проверять «наличие каплепадения масел и рабочих жидкостей» из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, аккумулятора и наличие мест для установки государственного регистрационного знака. Более того, при проверке легковых авто можно будет не обращать внимания на трещины на ветровом стекле с водительской стороны.
Предлагаемые изменения, уверены в ведомстве, позволят сократить время прохождения техосмотра и уменьшат финансовую нагрузку на операторов – они смогут отказаться от части диагностического оборудования.
Большинство экспертов высказывается “за” подобное упрощение техосмотра. Например, главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков в интервью радио Sputnik согласился, что исключение перечисленных пунктов позволит людям быстрее проходить техосмотр своих транспортных средств, избегая ненужных придирок.
«Отменить техосмотр нельзя, но и проверять машину по 90 пунктам нельзя. У нас средний возраст автомобиля выше 13 лет по стране, и половина машин не смогут пройти ТО, а еще половина не смогут даже на него приехать, поскольку у нас не хватает пунктов техосмотра. Поэтому надо либо ввести мораторий на него, либо упростить его и проверять только самые главные параметры. Это даст автомобилистам понимание, что техосмотр проводят по тем пунктам, которые действительно важны, и смогут его пройти без лишних придирок»,– считает журналист.
К тому же, по его экспертному мнению, отмена ряда обязательных пунктов в процедуре техосмотра не повлияет на безопасность дорожного движения.
«Если назвать основные причины, по которым неисправные транспортные средства попадают в аварии, то окажется, что значительную долю среди них составляют шины. По моему мнению, около 25%. То есть человек прошел техосмотр на хороших летних шинах, а зимних у него нет или он их не поменял вовремя, и вот тогда он попадает в аварию. Дальше идет неисправность световых приборов и конструктивные переделки в автомобилях. То есть если мы решим проблему с шинами и световыми приборами, то уже около половины аварий, связанных с неисправностью автомобилей, сможем исключить», – уверен Максим Кадаков.
Представители СТО не совсем согласны с потенциальными нововведениями
“Все предложения ГИБДД в части оптимизации процедуры противоречат самой системе техосмотра, основной целью которой является повышение безопасности дорожного движения”,— считает глава Союза операторов техосмотра Максим Бурдюгов.
По его мнению, исключение части проверок приведет лишь к незначительному увеличению пропускной способности станций техобслуживания, практически не снизит издержек операторов техосмотра на приобретение диагностического оборудования, но поставит под сомнение необходимость данной процедуры, сделав ее фикцией. На проверку аптечки, знака аварийной остановки и огнетушителя требуется не более 30 секунд; подтекание масла повышает опасность пожара; возможное повреждение тормозной системы и вовсе может спровоцировать аварию. Единственное – проверка уровня шума выпускной системы в производственном помещении действительно не имеет особого смысла. А оборудование для оценки экологических параметров выхлопа стоит очень дорого.
Больше фото, хороших и разных
Этим летом Министерство транспорта предприняло ряд шагов, защищая новые правила техосмотра от недобросовестных предпринимателей. Выпущен приказ, согласно которому уточняются правила фотофиксации процедуры ТО на станциях. Считается, что эти изменения усложнят жизнь мошенникам, которым и сейчас, несмотря на введение обязательной фотофиксации, удается выдавать диагностические карты без проверки автомобиля.
Напомним, с марта этого года, кроме того, что диагностические карты перешли в электронный формат, ТО обязательно сопровождается фотофиксацией процесса (фотографируется автомобиль спереди и сзади, до и после прохождения техосмотра) с привязкой снимков к геометкам (определяемые на ТО координаты нахождения машины не должны быть дальше 15 метров от аккредитованной станции).
В Министерстве транспорта утверждают, что мошенники научились обходить новые требования и продолжают выдавать диагностические карты без непосредственной проверки автомобиля, хотя именно на минимизацию таких случаев и была направлена реформа техосмотра. Они запрашивают у автовладельцев снимки их машин, а затем с помощью специальных программ редактируют их и прописывают необходимые координаты.
Теперь вместо двух будут делать шесть фотографий: три – перед началом техосмотра и еще три – после него. В кадре должен будет находиться эксперт ТО. Перед диагностикой нужно будет сфотографировать непосредственно саму машину – переднюю часть и одну из боковых проекций, а также технического эксперта (в полный рост, лицом в камеру) рядом с транспортным средством. После проведения осмотра придется точно так же зафиксировать технического эксперта и автомобиль – заднюю часть и в «полупрофиль» (теперь уже другую боковую проекцию). Если проверка будет проводиться на передвижной диагностической линии, то один из снимков должен будет содержать изображение роликового стенда для проверки тормозных систем.
Что касается погрешности определения координат, то ее люфт увеличили, учитывая застройку городов – спутниковый сигнал может экранировать, серьезно искажая координаты. Поэтому теперь допускается геометка машины во время ТО в радиусе 40 (а не 15) метров от станции ТО.
Пока ТО – на свое усмотрение
Инициатива упрощения процедуры ТО разработана в МВД как продолжение идеи начальника ГИБДД Михаила Черникова отменить обязательный техосмотр для легковых авто и мотоциклов частных лиц. Соответствующий законопроект уже разработан и направлен в правительство страны, правда, по его продвижению пока никаких комментариев нет. Если такое решение будет принято, то обязательный техосмотр останется только для такси, автобусов и грузовиков.
А пока диагностическую карту отвязали от получения ОСАГО
22 августа в силу вступил закон, согласно которому при оформлении полиса обязательной страховки автогражданской ответственности больше не будет требоваться диагностическая карта, выдаваемая по результатам тех-
осмотра.
Фактически результат проведения ТО проверяться у автомобилистов и мотоциклистов нигде не будет до 1 марта 2022 года. Тогда в силу вступят поправки к КоАП, согласно которым за проезд под камерой на машине без диагностической карты автовладельцу будет приходить штраф в 2 тысячи рублей. Напомним, что данные о ТС уже с марта этого года грузятся в специальную электронную систему.
Купить полис ОСАГО без предъявления диагностической карты можно будет с 29 августа – тогда начнут действовать изменения в нормативные акты Банка России, которыми регулируются взаимоотношения сторон
ОСАГО.
В Центробанке считают, что отвязка процедуры ТО от приобретения страхового полиса позволит упростить процесс заключения договора обязательного автострахования и будет способствовать повышению доступности ОСАГО.
“Автовладельцы теперь также смогут дистанционно расторгнуть или изменить договор ОСАГО, в том числе с возвратом части страховой премии. Это предусмотрено новым порядком информационного обмена в ОСАГО. В числе других важных нововведений – снятие запрета на вступление в силу электронного договора ОСАГО в день его заключения», – уточнили в главном финансовом регуляторе.