Экономика
Платные дороги в России подорожают в несколько раз
Минтранс опубликовал проект постановления, согласно которому российские водители, катаясь по родной стране, будут платить, будто они путешествуют по Европе. Журналисты портала Auto.mail подсчитали, что при использовании платных трасс следующим летом дорога из Москвы в Сочи подорожает в 2,3 раза
Министерство транспорта разработало новую систему тарификации проезда по платным дорогам в России. По действующим нормам максимальный размер платы – 3 рубля за км (за исключением искусственных сооружений вроде мостов и путепроводов, там – 21 руб/км), на разных дорогах он устанавливается отдельно, но не более этой величины.
Подготовленное постановление предусматривает повышение базового тарифа до 5 руб/км. Причем это касается уже существующих дорог. На трассах, находящихся в процессе строительства или проектирования, после их введения в эксплуатацию предельный тариф будет поднят до 8 руб/км – почти в три раза! Чиновники объяснили это тем, что примерно столько стоит проезд по платным дорогам в Европе, если пересчитать тарифы на рубли.
Например, в Великобритании километр обходится в 10,8 рубля, во Франции в 9 рублей, в Италии в 8,1 рубля, в Греции в 5,57 рубля. Говорят, что разработчики нормативного документа учли, что подобные тарифы для европейца – это совсем не то же самое, что для россиянина – в силу разницы в доходах. По оценке специалистов Auto.mail.ru, если пересчитать западные цены в рубли с учетом реального соотношения паритета покупательной способности, то окажется, что средняя цена километра на Западе – 3,59 руб.
У нас сейчас водители в среднем отдают 2,65 рубля за 1 км. Это на 35,5% ниже, чем в Европе. Учитывается еще и то, что нынешние предельные ставки были введены в 2015 году, а с тех пор российская инфляция была столь велика, что надо накинуть еще 22%. Таким образом нынешние 3 рубля превращаются в 5 рублей, то есть рост тарифа – 67%! Ну, а на вновь строящихся дорогах повышение тарифа с 3 рублей до 8 дает рост на 167% или в 2,7 раза.
В отношении мостов и путепроводов по новому постановлению плату можно будет увеличить до 29 руб/км. Отметим, что речь идет об обычных государственных дорогах. На трассах, что созданы в рамках концессионных соглашений (коллабораций госимущества и частных инвестиций), действуют другие тарифы (там уже сейчас могут брать до 84 руб/км).
В пояснительной записке, приложенной к постановлению Минтранса, среди прочего пояснено, что задача повышения тарифов – увеличение темпов строительства в условиях дефицита бюджетного финансирования. То есть недостающие государству средства должен выложить из своего кармана каждый водитель, желающий ездить по хорошим дорогам.
Так, на примере путешествия из Москвы в Сочи по трассе М-4 получается, что стоимость поездки увеличится более чем в 2 раза. Сейчас автомобилисты отдают 1890 рублей за платные участки на трассе, ведущей из столицы на юг. Весь путь от Москвы до Краснодара длиной около 1600 км более чем наполовину состоит из платных дорог (далее до черноморского побережья дороги бесплатные). Всего таких участков 14, и стоимость проезда везде разная без жесткой привязки к километражу. Самые дешевые отрезки – по 60 рублей, самые дорогие – по 240. В среднем на платных участках трассы М-4 километр обходится в 2,3 рубля.
Если на всех нынешних платных участках поднять тариф до предела в 5 рублей, то дорога будет стоить без малого 4300 рублей. И это больше, чем платят европейцы!
В Минтрансе признают, что если пересчитать западные тарифы на наши деньги с учетом паритета покупательной способности, то километр «по-европейски» – это в среднем 3,59 рубля в наших реалиях. Что, конечно, не 5 и не 8 рублей, как планируется.