КультураНовостиОбразованиеРусское слово

Да здравствует слово! Да здравствует книга!

«Живая классика». Так называется международный конкурс юных чтецов, который проводится уже много лет.

Участников, жюри и гостей тепло приветствуют две девочки-ведущие.

– В наше время трудно кого-либо удивить: ведь вокруг так много чудесного! – говорит одна. – Но никакие чудеса в мире не сравнятся с книгой. Вместе с её героями мы летим в космос, опускаемся в глубины океана, отправляемся в будущее, попадаем в прошлое.  А создание книги – это тоже настоящее чудо, это тайна рождения великого слова!

«Да здравствует слово!» – этот лозунг, написанный крупными буквами, глядит на участников конкурса.

– О слове, о великой силе книги, – продолжает вторая ведущая, – писал Владимир Высоцкий.

 

Отраженье исчезнувших лет,

Облегченье житейского ига,

Вечных истин немеркнущий

                                        свет –

Это – книга.

          Да здравствует книга!

Неустанных исканий залог,

Радость каждого нового

                                       сдвига,

Указанье грядущих дорог –

Это – книга.

            Да здравствует книга!

 

Далее ведущие кратко напоминают цели и задачи конкурса. И выступления начинаются. Каждое длится не более пяти минут. Звучат отрывки из произведений Виктора Драгунского, Аркадия Гайдара, Михаила Зощенко, Виктора Астафьева, Бориса Васильева, Юрия Бондарева, Бернарда Шоу и других.

Ребята – учащиеся 5-11 классов – читают прозу, читают наизусть. Волнуются. Ведь надо рассказать так, чтобы слушатели поняли, чтобы вместе с тобой волновались, смеялись, задумывались, сопереживали.

***

Давайте послушаем хотя бы несколько строк из сказки-повести Ильи Туричина «Крайний случай» (6+), отрывок читает восьмиклассник Роман Ожиганов:

  • 9 мая 1945 года разгромленная фашистская Германия сдалась. Смолкли орудия. Остановились танки. Отвыли сирены воздушных тревог. Тихо стало на земле. И люди услышали, как шуршит ветер, растет трава, поют птицы.

В этот час попал Иван на одну из берлинских площадей, где еще догорал подожженный фашистами дом. Площадь была пуста. И вдруг из подвала горящего дома вышла маленькая девочка. У нее были тоненькие ножки и потемневшее от горя и голода лицо. Нетвердо ступая, беспомощно протянув руки, девочка пошла навстречу Ивану. Он остановился пораженный, и сердце его стиснула жалость.

Достал Иван из-за пазухи драгоценную краюшку, присел на корточки и протянул девочке хлеб. Никогда еще краюшка не была такой теплой. Такой свежей. Никогда еще так не пахла ржаной мукой, парным молоком, добрыми материнскими руками. Девочка улыбнулась, а худенькие пальцы вцепились в краюшку. Иван осторожно поднял девочку с опаленной земли.

А в этот миг из-за угла выглянул страшный обросший Фриц-Рыжий лис. Что ему было до того, что кончилась война! Только одна мысль крутилась в помутившейся фашистской голове: «Найти и убить Ивана, найти и убить Ивана». И вот он, Иван, на площади, вот его широкая спина. Фриц достал из-под пиджака поганый пистолет с кривым дулом и выстрелил предательски из-за угла.

Пуля попала Ивану в самое сердце. Но не упал – побоялся девочку уронить. Только почувствовал, как тяжелым металлом наливаются ноги. Бронзовыми стали сапоги, плащ, лицо. Бронзовой – девочка на его руках. Бронзовым – грозный автомат за могучими плечами…  И сложили люди об Иване эту сказку.

А бронзовый Иван с бронзовой девочкой на руках и по сей день стоит в городе Берлине – всему миру виден. А присмотришься – заметишь между девочкой и широкой Ивановой грудью бронзовую краюшку материнского хлеба.

И если на Родину нашу нападут враги, оживет Иван, бережно поставит девочку на землю, поднимет свой грозный автомат и – горе врагам!

 

 

***

Дети читают. Жюри ставит баллы – от 0 до 5. Оценивается грамотность речи, дикция, расстановка логических ударений, пауз, способность оказывать эстетическое, интеллектуальное и эмоциональное воздействие на слушателей. В жюри – учителя-словесники лицея №6 и «лукоморцы»: Дмитрий Иванов, Надежда Трушкова, Галина Шамина.

Конкурс проходит в кабинете русского языка и литературы, где хозяйка Наталья Леонидовна Ермолина. Наша дружба с ней длится почти два десятка лет, с тех пор, когда лицей №6 как участник проекта «Уральский меридиан» стал работать над темой «Качканар литературный». Вместе с Натальей Леонидовной ребята изучали творчество местных поэтов и прозаиков, делали это хорошо и вдохновенно.

А начинали с того, что вместе с учительницей пришли в гости к «Лукоморью». Занятие понравилось, и ребята назвали его уроком поэзии. Потом было много интересных встреч. Через рифму воспитывать в детях любовь к родному языку, родному городу, к Родине – в этом видела главную задачу Наталья Леонидовна, работая над темой «Качканар литературный» А однажды (это было в 2011 году) нас пригласили на презентацию кабинета литературы. Мы пришли – и ахнули: со всех стен классной комнаты на нас смотрело родное «Лукоморье»: портреты, мудрые мысли, поэтические сборники наших авторов. И до сих пор этот кабинет утверждает, что Качканар – литературный.

***

Между тем конкурс подходит к концу. Через несколько минут Лариса Аркадьевна Ковалева объявляет решение жюри, благодарит ребят за участие, вручает победителям дипломы. Все – молодцы!

А на городском конкурсе представлять лицей №6 будут восьмиклассницы Кира Бутрим, Юлия Епифанова и ученица 10 класса Анна Исачкина.

Конкурс завершился. Но не заканчивается общение со словом и книгой. И хочется верить, что живая классика будет сопровождать ребят всю жизнь.

 

Галина Краснопевцева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статьи близкие по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Текст невозможно скопировать!
Закрыть