
Главная темаОбразование
Рабочая молодёжь комбината на одной волне со студентами колледжа и говорит с ними “на одном языке”
Как действует институт наставничества в Качканарском горно-промышленном колледже и ЕВРАЗ КГОКе, рассказали преподаватели и студенты
Стать горняком и получить соответствующее образование сегодня престижно и выгодно. В Качканарском горно-промышленном колледже созданы все условия для получения прочных знаний – имеются современные тренажеры по вождению БелАЗа и КамАЗа, управлению горным экскаватором и железнодорожным локомотивом, а также новейшее оборудование для обучения ремонту автомобилей и изучения технологий обогащения полезных ископаемых.
Спецдисциплины в колледже преподают сотрудники ЕВРАЗ Качканарского горно-обогатительного комбината. За каждым студентом закрепляется наставник для лучшего знакомства с профессией. Самым прилежным учащимся выплачивается повышенная стипендия.
В редакции побывала целая делегация из Качканарского горно-промышленного колледжа, в составе которой педагоги, студенты и выпускники. Они рассказали об институте наставничества в КГПК и на комбинате.
Слово – наставникам
Алексей Ежов и Егор Серов – действующие специалисты ЕВРАЗ КГОК, которые совмещают работу на производстве с преподаванием в КГПК.
– Как давно вы работаете на комбинате?
Алексей Ежов:
– Всего шесть лет, из них три года по профессии машинист электровоза, а начинал помощником машиниста электровоза. Прошел обучение, сдал экзамены и стал машинистом.
Егор Серов:
– На комбинате я два года, год проработал на фабрике окускования дозировщиком, потом прошел обучение и полгода работаю водителем БелАЗа.
– Что вам нравится в вашей работе, в чем она заключается?
Егор Серов:
– Нравится всё. С автомобилями связана вся моя жизнь. С раннего детства я с отцом ездил на машине, чинил ее, разбирал, поэтому я пошел работать водителем БелАЗа. Профессия очень интересная – каждый день новая обстановка.
Алексей Ежов:
– Мы тоже в своем роде водители, только водим поезда. Перевозим горную массу из карьеров на фабрики. А также ведём обслуживание тягового агрегата. Мне в моей профессии нравится ее масштабность и ответственность. Без нас невозможна работа комбината, ведь мы доставляем сырье, из которого получают агломерат и окатыши, ради чего и построено все горное производство.
– Как родилась идея наставничества в колледже?
Алексей Ежов:
– Меня во время студенчества тоже обучал действующий машинист электровоза Михаил Владимирович Одинцов. Когда я закончил колледж и приступил к работе, мы вместе работали в одной смене. Через некоторое время он предложил мою кандидатуру для работы в колледже, так я стал наставником.
– Наставничество заключается в преподавании?
– Преподавание, и, если есть ребята, по-настоящему заинтересованные в обучении, им уделяется дополнительное внимание – организуются поездки на конкурсы, ведется разработка проектов.
– Егор, а что вам нравится в работе с ребятами?
Егор Серов:
– Общение со студентами. Узнаю что-то новое от ребят, нахожусь с ними на одной волне. А наставничество заключается в том, чтобы делиться знаниями и умениями, которые мне когда-то дали мои наставники. Ребятам интересно меня слушать, каждый раз, когда я прихожу на работу в КГПК, студенты заходят в кабинет со словами: «Мы вас слушаем!». Каждую пару я должен рассказать им что-то новое, интересное.
– Прозвенел звонок, студенты готовы вас слушать. Что конкретно вы рассказываете ребятам, чем удивляете?
– В основном мы не отходим от тематики предмета, который нам надо изучить. Я стараюсь рассказать случаи, которые возникают у нас на работе, примеры из практики, способы решения той или иной задачи. Например, сломалось оборудование, нам надо его осмотреть, выполнить какие-то действия – всё из реальной жизни. Я делюсь теми навыками, которые приобрел уже на работе, чтобы студенты были готовы к производственной практике.
Алексей Ежов:
– Опыт наставника помогает студенту, который только начинает знакомство с профессией, легче изучить внештатные ситуации. Когда мы разбираем рабочие обязанности, то заранее предупреждаем: здесь может произойти так и так. Если ты выполнишь вот такие действия, то потратишь меньше времени, чем будешь опираться только на теорию. Практика всегда “живее” теории. Наставник может прочно закрепить знания в голове студента за счет примеров из практики.
– Какие трудности испытывают студенты и молодые сотрудники, когда приходят на производство? Как вы помогаете им адаптироваться?
Алексей Ежов:
– У нас очень большой коллектив в цехе, сотрудники разных возрастов – взрослые, молодые, и бывает, что опытные смотрят на молодежь свысока: “Да ты еще ничего не знаешь, не проработал столько, сколько я”. С одной стороны, это правда. Но надо это преподносить по-другому: «У меня есть опыт, давай я тебе помогу, направлю, обращайся – без проблем!» Тогда молодым будет комфортнее работать, с пониманием, что более опытный поможет и подскажет.
– Егор, какие качества вы считаете наиболее важными для вашей профессии?
Егор Серов:
– Самые главные качества — это внимательность и ответственность. Приведу пример. Когда я работал дозировщиком на фабрике окускования, на меня возлагалась обязанность качественного производства шихтового материала. То есть непосредственно от меня зависело качество агломерата, который отправят в Нижний Тагил. Это большая ответственность, и я выполнял эту работу внимательно, никогда не подводил.
– Насколько эффективным вы считаете такой подход к обучению, когда студенту дается и теория, и практика?
Алексей Ежов:
– Я считаю, что практика нужна на сто процентов. Если говорить о теории, ее можно выучить
наизусть, как стихотворение, но ты не будешь понимать смысла этих слов. А если будет практика, то и теория в голове сложится. Человек хорошо все усвоит, и на производстве все будет восприниматься легче. Я за практику. Хорошо, что Качканарский ГОК предоставляет такую возможность и даже оплачивает практику успешным студентам.
– Участвуют ли студенты в производственных проектах?
– Что касается нашего цеха, к работе с проектами допускаются только работающие молодые специалисты. На практике они изучают основы действующего производства. Но если у них возникли какие-то идеи, предложения, то они всегда могут обратиться с ними к руководству. Их услышат. При устройстве на работу они вовлекаются в проекты, и, если идеи получат должную оценку, они применятся в производстве.
– Заметна ли разница, когда на работу приходит специалист, имевший наставника, и без него?
– С наставником специалист приходит подготовленный, какие-то вопросы уже не вызывают в нем удивления — это огромный плюс для самого студента. Для наставника это тоже опыт, потому что у молодежи часто возникают хорошие и неожиданные идеи, которые пригодятся самому наставнику.
– Какие советы вы можете дать студенту, который только начинает свой профессиональный путь?
Егор Серов:
– Я бы посоветовал уверенности и скорейшей адаптации в сфере, в которой студент хочет себя развивать.
Слово – студентам
– Мы переходим к студентам, которые здесь присутствуют, расскажите о себе и своих наставниках.
Артем Новиков:
– Я обучаюсь в КГПК по специальности «Обогащение полезных ископаемых», перешел на третий курс. С наставником Егором Серовым я взаимодействую с середины второго курса. Для меня он – лучший учитель и отличный наставник.
Артем Смышляев:
– Алексея Ежова знаю больше полугода. Он рассказал мне много интересного о моей профессии, то, что вряд ли расскажут на парах, поделился определенными лайфхаками.
Иван Елисеев – выпускник Качканарского горно-промышленного колледжа по специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава».
– Иван, что как выпускник вы можете посоветовать студентам в будущем?
– Не бояться спрашивать, постоянно подходить к своему наставнику. Если я что-то не понимал, обращался к Алексею Андреевичу Ежову и все досконально, до малейших подробностей изучал с ним.
– То есть с наставником учеба дается легче?
– Гораздо легче и интереснее!
– Что для тебя было важнее в обучении – теория или практика?
– До третьего курса, когда у нас была только теория, было сложно, я многого не понимал. После того, как я побывал в локомотивном депо, стало легче. Когда пришли на практику, уже не было волнения. Все задачи воспринимаются легче, когда ты это видишь своими глазами и все можешь потрогать руками.
– Артем и Артем, чувствуете ли вы поддержку от наставников, в чем это проявляется?
Артем Смышляев:
– Алексей помогает мне справляться со стрессом, у нас были мероприятия, в которых участвовало много людей, и нам было легче с его помощью.
Артем Новиков:
– Егор помогает мне становиться увереннее в профессии, он поддерживает меня, если что-то не получается или я что-то не понимаю. Он очень спокойно к этому относится, ведь я студент и за тем пришел, чтобы узнавать и учиться. Егор помогает мне еще и морально, говорит: “Старайся, и все у тебя получится!”
– Иван, каких успехов ты успел добиться за время обучения в колледже?
Иван Елисеев:
– Я занял третье место в конкурсе «Профессионалы» в компетенции “Ремонт и обслуживание подвижного состава”. Также я получил грант от ЕВРАЗа в размере 70 тысяч рублей за отличную учебу.
– Какие перспективы для себя ты видишь после окончания учебного заведения?
Иван Елисеев:
– Дальше в планах – получить высшее образование. В будущем хотелось бы профессионального роста, инженерную должность на комбинате.
– Что для тебя важно при выборе места работы?
Иван Елисеев:
– Коллектив, руководство и размер заработной платы.
Слово – педагогу
– Кристина Николаевна, какие цели наставничества вы ставите с точки зрения образовательного процесса?
– Это раскрытие потенциала личности наставляемого, создание условий для формирования эффективной системы поддержки обучающихся, подготовка их к самостоятельной, осознанной социальной продуктивной деятельности, формирование ценностей и активной гражданской позиции.
– Какие результаты вы видите в улучшении профессиональных навыков и компетенций у студентов?
– Конкурентоспособность выпускников. Студенты учатся применять полученные знания в профессиональной деятельности, овладевают методами познания и самосовершенствования, а также развития таких навыков, как коммуникация, критическое мышление и адаптация к образовательной деятельности.
Учебный процесс формируется на развитие самостоятельности и ответственности студента за то, что он делает, какую дисциплину он изучает. Также это возможность фиксировать и презентовать приобретенные компетенции. Студенты, которые принимают участие в различных конкурсах профессионального мастерства, накапливают свое портфолио для своей дальнейшей учебной и профессиональной деятельности. В итоге – успешное трудоустройство выпускников.
– Какие преимущества вы видите в организации программы наставничества с участием сотрудников ЕВРАЗ КГОК?
– Повышение производительности, ускорение адаптации новых сотрудников, передача корпоративной культуры, ценностей и развитие лидерских качеств у наставников. Также укрепление командного духа и мотивации, потому что наши наставники помогают адаптироваться студентам с первого курса, за что им большое спасибо.
– Есть ли гарантия трудоустройства для студентов, которые именно с наставником проходят обучение?
– Для примера хотела бы сказать, что мы с ЕВРАЗ КГОК практикуем совмещение и работу на производстве. У нас есть группа 33д, специальность «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования». Практически все студенты из группы трудоустроены в ЕВРАЗ КГОК по специальности. Они и работают, и обучаются.
Перспектива трудоустройства выпускников очень хорошая. Растет спрос на квалифицированных рабочих – это стабильная работа, достойные заработная плата и соцпакет. Это возможность карьерного роста для тех, кто стремится к постоянному обучению и расширению компетенций, активному участию в инновационных проектах.





