Главная темаПрофессионалы
Анатолий Лебедев: За моей спиной как за каменной стеной
В жизни легендарного начальника автотракторного цеха ЕВРАЗ КГОК – новый поворот. Еще вчера он вёл к успеху коллектив в 900 человек, а сегодня ловит окуней и любуется бликами солнца в лунке – наслаждается заслуженным отдыхом. О комбинате и дорогом сердцу цехе, о Качканаре и простом человеческом счастье – в интервью Анатолия Ардальемовича Лебедева
Досье
- Анатолий Ардальемович Лебедев
- Родился 1 мая 1956 года в селе Первомайском Костромской области
- Окончил Свердловский горный институт по специальности горный механик. Служил в ракетных войсках Марийской АССР. В Качканарской автобазе и КССМУ «Уралдомнаремонт» прошел путь от слесаря до руководителя
- Работе в ЕВРАЗ КГОК посвятил 25 лет, из них 15 лет – в качестве бессменного руководителя автотракторного цеха. Является ветераном ЕВРАЗ КГОК
- Награжден Почетной грамотой Министерства промышленности и торговли Свердловской области, Почетной грамотой Министерства промышленности и торговли РФ, Почетной грамотой ЕВРАЗа, Почётным Знаком ЕВРАЗа 1 степени.
- Супруга Людмила Викторовна – ветеран комбината, более 30 лет работала на фабрике дробления. Сын Андрей – менеджер БСЕ ЕВРАЗ КГОК, дочь Екатерина – диспетчер автотракторного цеха комбината.
Профессор автотранспортной науки, второй отец для 900 работников и добрейшей души человек, Анатолий Лебедев как-то раз в одиночку собрал с нуля автобус, а потом возглавил автотракторный цех и взрастил коллектив настоящих ассов. Неслучайно коллеги посадили в его честь дуб и навсегда запомнили его завет: любить людей и технику.
Цех как конфетка
– Анатолий Ардальемович, как вам жизнь пенсионера?
– Со второго ноября я на пенсии, но ни минуты без дела не сижу. Друзья звонят, зовут на рыбалку. Мы уже дважды удачно съездили, наловили окуней. Я ухи наварил, рыбы нажарил – семья довольна.
– Сердце не щемит от тоски?
– Нет, потому что осознал: хватит. Ребята-начальники колонн всю жизнь за моей спиной росли. Им уже по 40 с лишним лет – пора заниматься руководством, тем более что сейчас цех как конфетка! Если раньше молодежь уезжала на север, чтобы на современной технике поработать, то теперь смысла в этом нет: в нашем АТЦ – суперсовременная техника! Спасибо за это руководителю Дивизиона «Урал» Денису Анатольевичу Новоженову – это его заслуга. Он отлично понимает: новые машины – новые мощности.
Еще лет десять назад я и представить себе не мог, что в нашем цехе появится такая техника, как гусеничный бульдозер Komatsu 475, богатыри БелАЗы грузоподъемностью 240 тонн – это настоящие рабочие лошадки. Это оборудование работает в связке, и оно бесценно!
В конце года придут четыре 240-тонных БелАЗа. Под них будет закуплено два бульдозера Komatsu 475. Вот-вот на СКМ прибудет 20-кубовый погрузчик Caterpillar – машина незаменимая!
«На производстве, как и в армии, человек проявляется в трудностях – сразу видно, кто есть кто!»
Анатолий Лебедев
– Сегодня вы умудренный опытом руководитель, профессионал. А помните, как все начиналось в вашей карьере?
– В 1973 году я, студент Исовского геологоразведочного техникума, впервые попал на практику в Березовское автотранспортное предприятие, тогда это было образцовое учреждение. Сам город в народе называли «советской ФРГ», потому что жили и трудились там в основном немцы – сверхдисциплинированные люди, хорошие специалисты. Я многому у них научился. Сначала получил второй разряд слесаря, а уже через месяц – третий. В то время пошли ЛиАЗы-677 с гидромеханической передачей. Интересно было поработать с такой техникой.
Особенно запомнилась дисциплина на предприятии. Немцы чрезвычайно педантичны. Например, однажды я увидел на доске объявлений сообщение: «Бухгалтер Иванова ушла на обед на 3 минуты раньше. Наказание: выговор и лишение премии на 25%». Вот насколько всё было строго!
Еще одна особенность – разделение обязанностей по профессиям. На многих заводах так заведено: шофер – он же и слесарь. В Березовском АТП было по-другому: водитель привез машину в гараж, написал, что нужно сделать, и сдал на обслуживание слесарю. Утром пришел – машина готова. Это было здорово!
– И всё же душа тянулась к Качканару, верно?
– Да, по окончании Исовского техникума я немного поработал водителем в автобазе и отправился в армию. Служил в ракетной части в Марийской АССР водителем. Помню, часто ездил по службе из Йошкар-Олы в Москву, это был интересный период в жизни. Тем временем в Качканаре народу очень не хватало. Представьте картину: на перроне вокзала стояли три начальника отделов кадров местных предприятий и всех прибывающих в город приглашали на работу. Только на радиозаводе в те годы трудились 4000 человек, а всего в Качканаре насчитывались десятки предприятий.
Знакомый трудился прорабом в «Уралдомнаремонте» и пригласил к себе. В те годы эта организация звучала на всю область, и я согласился, устроился водителем. И тут новый сюрприз! Механик пригласил меня в бокс – принимать машину. Я смотрел-смотрел, а машины нигде не видел. Тогда руководитель указал на два продольных ланжерона и две траверсы, на их основе я впервые в жизни с нуля собрал машину, благо знания в техникуме дали хорошие. Я на этой «ласточке» в командировки ездил – от Свердловска до Казахстана. Потом эту машину передали на участок предприятия в Кушве, а меня направили в Набережные Челны получать КамАЗ. По тем временам тот грузовик считался просто ракетой!
На первом месте – работа
– Говорят, вы трудоголик…
– Что есть, то есть. Всегда работал, не считаясь со временем. Говорящий факт: когда родился мой сын Андрей, жена нуждалась в моей поддержке, но меня направили на сельхозработы. Тогда по разнарядке горкома все предприятия отправляли работников и машины в подхозы, и попробуй не выполни. Нашему гаражу отрядили направить четыре машины, да не какие-то развалины, а крепкие, работоспособные. Негодные сразу же возвращали назад, на поля не выпускали. Я отлично подготовил технику и сам участвовал в уборке урожая. Спасибо жене, которая всегда понимала и поддерживала меня. Она мой крепкий тыл.
Вскоре меня назначили начальником гаража. В моем подчинении был энергетик, начальник РММ, механики по кранам и по транспорту. Мне, молодому пацану, доверили ответственное руководство. Увидели, что могу.
В РСУ я поработал главным механиком, а когда в 1995 году закончил институт, уже дипломированным горным механиком пришел на комбинат. Начальник АТЦ Владимир Иванович Двоеглазов назначил меня главным инженером цеха, и я вновь взял за принцип: со временем не считаться и работать на совесть.
– Интересный факт из вашей биографии: в 1999 году вы на неделю покинули комбинат, устроились на работу на золотодобывающее предприятие, но стремительно вернулись назад. Почему?
– Действительно, меня пригласили на пост заместителя управляющего директора ЗАО «Золото Северного Урала». Недели мне хватило, чтобы понять: не мое. Воспитанник советской школы, я всегда выступал за равенство и братство, а там зарплаты работников были в полтора раза ниже, чем на Качканарском комбинате, хотя ребята-северяне добывали золото, а мы – руду. Кроме того, в указанный период на том предприятии даже не было коллективного договора, текучесть кадров была страшенная. Мои предложения о повышении оплаты труда рабочим было отклонено руководством. Мне предлагали личное повышение зарплаты, хотя она и так была гигантская, но я отказался и вернулся в Качканар. А «Золото Урала» мне за ту неделю не заплатило ни копейки. Вот такие были звериные порядки.
Я считаю, что человек труда должен зарабатывать достойно, потому что он создает продукт. Отрадно, что на Качканарском ГОКе всё именно так: есть и достойная зарплата, и коллективный договор – полный порядок, одним словом.
Вразумлять словом, а не карать рублем
– Четверть века вы посвятили Качканарскому горно-обогатительному комбинату. Какими были эти 25 лет?
– Скажу так: никогда не было просто. В разные периоды были свои сложности, но наш цех стремительно эволюционировал. Например, мы в цехе научились ремонтировать импортные двигатели. Сейчас их восстановление обходится в пять раз дешевле, чем те же работы на стороне. В нашей ремонтно-механической мастерской специалисты – на вес золота! Любые двигатели, хоть средней, хоть большой мощности восстановят.
Потребность в колесной технике с годами возрастает, поскольку карьеры – всё глубже. Если раньше наши машины были задействованы в основном на подготовительных работах, а руду вывозили по железной дороге, то сейчас всё на БелАЗах – вскрышу и руду вывозим и передаем «железке». В среднем по месяцу мы возим 2 млн кубов. Больше нас никто в России не возит!
– Каким вы были руководителем – строгим или демократичным?
– Я никогда не свирепствовал. Иногда мне подавали на подпись проект приказа о лишении 50% премии работника, не надевшего каску. Я не подписывал. Считаю, что надо вразумлять словом, а не карать рублем. Не стоит залезать к людям в карман, у всех жизнь сложная и работа очень ответственная. Если руководитель будет зверствовать, то специалисты начнут увольняться, а это не к добру. Коллектив автотракторного цеха – это прежде всего семья. У нас работают неравнодушные и талантливые ребята. Неслучайно специалисты АТЦ высоко ценятся. Их активно приглашают на работу в другие цеха.
У меня всегда был принцип такой: если человек сам желает расти в новом направлении, то удерживать его не надо. Отпускал с сожалением, но с добром и с миром.
СКМ – наше всё!
– Собственно-Качканарское месторождение – новая страница в истории комбината. Что вы думаете по этому поводу?
– Разработка СКМ – абсолютно правильное решение. В отношении карьеров действует закон: глубже и глубже – это значит труднее и труднее. Когда я пришел работать в цех, наш план по вывозке составлял 320 тысяч кубов. Сейчас, в 2020 году, мы за неделю вывозим больше. Вот как стремительно развивается комбинат!
Со временем добыча каждого миллиона тонн руды с действующих карьеров будет все сложнее. Правильно решило руководство: на СКМ убирать вскрышу и доходить до руды. Месторождение – это стабильная работа для действующих сотрудников и новые места для молодежи, это будущее не только комбината, но и всего Качканара. И поселенцы на горе должны это понимать и должны выполнить все обещания по переезду. Уже на три новых грейдера мы приняли пять новых сотрудников. Вот получим новый 20-кубовый погрузчик – на него еще пять человек надо будет принять.
Работник ЕВРАЗ КГОК – это обеспеченный человек, который может содержать семью.
– Разработка СКМ, как любое великое дело, без сложностей не обходится…
– И это нормально! Трудности неизбежны. Разве нам действующие карьеры легко дались? Прежде чем до руды дойти, сколько мы глины перевезли. Это было просто море глины! Она даже с кузова не слетала, что мы только ни делали. Молодежь просто не знает этих фактов истории.
Ни к одному месторождению природа не готовит для человека ровной дороги. Надо взяться и выполнить все мероприятия. Подготовка СКМ к добыче руды – это тоже рабочий процесс, за который начисляется зарплата. Там уже работают БелАЗ и грейдер, а вскоре 20-кубовый погрузчик направим. О чем сетовать, на что жаловаться? Работать надо!
Скажите, разве наш Качканар сам собой появился, без гигантского труда первостроителей? Неужели тротуары и асфальтовые дороги враз пролегли? Помню, когда я был школьником и наша семья жила во времянке, мой папа возвращался с аглофабрики весь черный, одни зубы белели. В те годы на комбинате не было душевых и прочих благ для работников, и никто не роптал. Тяжело было нашим родителям, но ведь подняли комбинат! Вы посмотрите: сегодня на фабриках есть душевые и сауны, работают аспирационные системы. Для коллектива созданы комфортные условия. Подождите немного, и всё это появится на СКМ, но для этого надо потрудиться.
Нам повезло жить в Качканаре
– Каким вам видится будущее комбината?
– Нам крупно повезло жить в таком месте, где запасов руды хватит еще на столетие. Наша гордость и кормилица – ванадиевая руда. Впереди – десятилетия усердного и благородного труда.
– За четверть века вы не раз получали награды. Одна из недавних – Благодарственное письмо за подписью главы Качканарского городского округа Андрея Ярославцева. Скажите, что значит для вас Качканар?
– Это дорогой сердцу уголок Урала. Сюда наша семья приехала из поселка Первомайского Костромской области. Мне было семь лет. На малой родине нам с сестрой пришлось бы ходить в школу за 17 километров от дома, но родители услышали про Качканар – Всесоюзную молодежную стройку. Приехали сюда и поселились во времянке. Потом построили дом. Город вырос на моих глазах.
Улица Качканарская, пельменная, Рижский базар – всё это я очень хорошо помню. Билет в кинозал в клубе «Строитель» стоил пять копеек, а потом открылся кинотеатр «Юность», и мы платили уже по 10 копеек за сеанс.
Все работали с таким энтузиазмом, и город строился молниеносно! Папе дали квартиру в доме №23 в 8 микрорайоне. Я уехал на месяц в спортивно-трудовой лагерь, а когда вернулся, увидел уже коробку дома №24.
Помню, как там в лесной зоне глухари гуляли, а пруда еще не было – текла речка. Все на моих глазах росло и развивалось, поэтому я к городу прикипел душой.
– За каждым великим мужчиной стоит не менее великая женщина. Как вы встретили Людмилу Викторовну?
– На танцах. В те годы в Качканаре звучала живая музыка – маэстро Мандрыкин создал группу, она очень красиво играла. Вот так, на танцплошадке, мы и встретились. Супруга покорила красотой и характером: она добрая, заботливая и при том очень работящая – всю жизнь на дробильной фабрике, сначала машинистом крана, а потом оператором. Вечерами, конечно, часто говорили о работе, и это неудивительно: комбинат – наш второй дом.
Подросли дети. Сегодня сын Андрей – менеджер БСЕ, а дочь Екатерина работает диспетчером во втором гараже автотракторного цеха. Честно скажу, я был строгим отцом, и отчасти поэтому сын и дочь выросли не расхлябанными, а самостоятельными, ответственными, порядочными людьми. У каждого – семья, дети. Моя внучка Даша отлично учится в железнодорожном институте в Екатеринбурге, горжусь и радуюсь ее успехам – она нередко побеждает в олимпиадах по математике, привозит домой грамоты. Внук тоже большой, студент училища. Есть еще одна любимая замечательная внучка. Все они – моя отрада, мое богатство.
Всё сложилось так, как я хотел
– Анатолий Ардальемович, есть ли у вас мечта?
– Всё, о чем мечталось, получилось. Сейчас у меня появилось время на себя и любимые увлечения: рыбалку, сад, походы в лес по грибы и ягоды. Например, мой личный рекордный улов – щука весом 11 килограммов 200 граммов. Я поймал её на живца на нашем пруду. Кто знает, может побью его на пенсии.
– Кому вы особенно благодарны за участие в вашей трудовой жизни?
– Был у меня наставник Фёдор Степанович Крюченков. Его нет в живых, но я помню его и мысленно благодарю. Он работал мотористом автотракторного цеха, а потом стал главным механиком. Это был очень хороший воспитатель и профессионал. Он меня многому научил.
Спасибо коллегам по цеху и руководству комбината! Все успехи и свершения – наша общая заслуга!
– С не меньшей благодарностью коллеги по автотракторному цеху проводили вас на заслуженный отдых. Какой наказ вы дали коллективу?
– Жить и работать слаженно, как одна семья. Любить людей и технику.