Главная темаПрофессионалы
Горные гиганты – в надежных руках профессионалов
На Западном карьере состоялся конкурс профессионального мастерства среди машинистов экскаваторов ЕВРАЗ КГОК
На территории Западного карьера рудоуправления прошел конкурс профессионального мастерства среди машинистов экскаватора, которые работают в карьерах ЕВРАЗ КГОК. О подробностях рассказал начальник рудоуправления Игорь Цветков:
– Конкурсы профессионального мастерства очень полезное мероприятие – таким образом молодые специалисты показывают знания и умения управления экскаватором. Конкурс проверки знаний теории: материальной части экскаватора – электрического и механического оборудования, знаний технологических процессов и вопросов по охране труда. Для оценки ответов на вопросы собирается компетентная комиссия из механика, энергетика, специалиста службы охраны труда и технолога. Каждый оценивает ответы по своим направлениям.
Вторая часть конкурса – проверка практических навыков непосредственно на экскаваторе. Прямо в карьере на незнакомой машине машинисты демонстрируют, как умеют управлять приводами экскаватора. Это очень ответственная работа, требующая полной отдачи и внимательности. По производительности экскаватор – это целая шахта. Рядом с ним в карьере взаимодействуют люди, механизмы, самосвалы, думпкары, прочая техника. При неумелых действиях оборудование можно повредить. И молодые машинисты постоянно стремятся учиться новому и повышать квалификацию. Сегодня участвуют в конкурсе десять участников, но не все работают машинистами, есть помощники, которые замещают машинистов на период отпусков. Но все настроены победить, хотят показать умения, и я это только приветствую.
На сдачу теории отводится минут сорок. Здесь всё по-честному – билеты вытягиваются на удачу, подсказывать и заглядывать через плечо соседу запрещается, хоть все и в дружеских отношениях, но конкурс есть конкурс.
Вот комиссия подвела итог по знаниям теории и конкурсанты садятся в автобус и перемещаются в Западный карьер.
Победители конкурса профмастерства среди машинистов экскаваторов:
- 1 место – Максим Кацабов
- 2 место – Андрей Панов
- 3 место – Павел Семенюк
“Последний из могикан”
Здесь их ожидает своеобразный сюрприз – экскаватор №31, почти в два раза старше некоторых участников, ему 55 лет, но технически исправен. Особый замысел организаторов – посмотреть, как конкурсанты справятся с классической техникой, без современных “примочек” в виде бортовых компьютеров и видеокамер обзора вокруг экскаватора.
Никто из участников на этом экскаваторе никогда не работал, поэтому все в равных условиях. Несколько минут на привыкание к управлению – и вперед, демонстрировать ювелирную для горного гиганта точность – перенести ковшом раскачивающееся ведро на веревке и поставить его в обозначенный квадрат.
Но самое эффектное зрелище – закрывание спичечного коробка с помощью ковша. Что такое коробка спичек? Её можно смять ладонью без особых усилий. Но может ли ковш весом в сотни килограммов, который своими зубьями вгрызается в горную породу и за пару приемов отсыпает полный кузов гигантскому самосвалу, быть аккуратным и послушным в руках машиниста?
Ни один коробок не пострадал
Как оказалось, может. С замиранием сердца зрители наблюдают за каждым коробком, оказавшимся под махиной ковша. Спецсигнал сирены, грохот поворотных механизмов, тень ковша, опускающаяся на картонный параллелепипед, общее волнение… Вроде бы обычный коробок, не живой предмет, а никто не желает ему быть расплющенным.
Еще рывок – и общий вздох облегчения, сопровождаемый дружными аплодисментами наблюдателей, – коробок цел! Конечно, дело не в чуткости техники, а в мастерстве специалистов, в руках которых многотонный экскаватор движется буквально по сантиметрам. Члены жюри к таким «трюкам» привыкли – и не таких мастеров видали за годы работы! Они скрупулезно делают замеры, результаты заносят в протоколы. Машинисты, которые уже выступили, внимательно наблюдают за работой других, делятся впечатлениями, те же, кому только предстоит подняться в кабину, волнуются и жадно впитывают комментарии бывалых.
Будет что вспомнить!
– Я 19 лет работал машинистом буровой установки, потом решил поменять специальность и выучился на машиниста экскаватора, сейчас три года работаю помощником машиниста. На конкурс пришел проверить, чего я достиг, набраться опыта. Это интересно, как игра, – чувствую азарт и желание стать первым. Хочу посмотреть на других и себя показать. Экзаменационные билеты оказались не очень сложными, может, мне повезло с вопросами. А вот практическая часть оказалась сложнее. Мое ведро начало раскачиваться, но я сосредоточился, смог выровнять груз и попасть в квадрат. Второе задание тоже было интересным: коробок маленький, а ковш огромный, под ним ничего не видно, здесь многое зависит от удачи. Конкурс – это эмоции, общение с коллегами, будет потом что вспомнить, – признается помощник машиниста экскаватора Владимир Панов.
Управлять “ветераном” не так-то просто!
– Я сегодня должен быть на смене, но ради моего участия в конкурсе меня заменил другой машинист. Я работаю на ЭКГ-74 с 12-кубовым ковшом, а до него отработал 14 лет на ЭКГ №2. Они отличаются системами управления, настройки у них разные, хотя и очень похожи. У нас более плавная и сильная машина, поэтому на конкурсе надо было привыкнуть к экскаватору-ветерану. Все участники молодцы, толковые и интересные ребята, все достойны победы, но тут уж как повезет, – делится впечатлениями машинист экскаватора №74 Северного карьера Павел Семенюк.
Ворочаем тонны, но точность нужна!
Машинист экскаватора Северного карьера Максим Кацабов добился лучших результатов среди десяти участников конкурса. Причем победителем становится не впервые. Он дважды участвовал в конкурсе профмастерства, занимал призовые места и в этом году вновь подтвердил квалификацию лучшего специалиста:
– Работаю на схожем экскаваторе ЭКГ №8, и мне это очень помогло. Задания нам подобрали интересные, они пригодятся нам в повседневной жизни. Мы хоть и ворочаем тонны, но точность в работе тоже нужна – установить цуги, произвести манипуляции на ремонте. Мне всё понравилось, готов участвовать в конкурсах хоть каждый год!