Главная темаЖивотные
Гости косолапые, опасные, незваные
Визиты диких зверей в окрестности Качканара, по мнению охотников, не сулят ничего хорошего
Милые видео и фотографии о возне медвежат или действиях любопытных взрослых медведей завалили местные социальные сети. Но с ними граничат и совсем вопиющие факты. На днях в соседней Нижней Туре убили медведя, который разорял могилы.
Почему медведи ведут себя так и чем это может грозить качканарцам, мы спросили у старшего егеря Качканарского охотхозяйства, охотинспектора Алексея Кирдяшкина
– Алексей Иванович, почему медведи пошли к людям?
– Во-первых, медведей стало намного больше. Во-вторых, повлиял лесной пожар на Денежкином камне и в Ивдельском округе. В-третьих, в этом году ягод очень мало из-за засухи, а кедровых шишек совсем не было. Вот и пошли косолапые к городам искать пищу.
Недалеко от города мы содержим пасеку, оттуда за это лето я спугнул пять медведей. Одного медведя удалось добыть, приобрел лицензию. Стоимость лицензии сегодня, кстати, достигает 40 тысяч рублей и выше. Добывать медведя охотникам просто не выгодно. Так что это обстоятельство тоже можно включить в список причин медвежьего произвола. В этом году на Качканарское охотхозяйство выдали всего две лицензии на добычу медведя.
Мне часто звонят с просьбой помочь, недавно даже ЕДДС просила помочь изловить медвежонка в Валериановске. Но я вынужден был отказать. Стрелять в него без лицензии – это уголовно наказуемое деяние.
– Что вы думаете о случае в Нижней Туре, где медведь даже разрыл могилу и повредил тело захороненного человека? Какие причины побудили его к таким действиям?
– Вообще медведь – существо плотоядное. Он ест всё без разбору, включая и человека, так что ничего удивительного. Неслучайно, когда мы добываем медведя, кабана или барсука, обязательно проверяем их на трихинеллёз. Это опасный возбудитель, который находится в жилах животного. Трихинелла – в известковой скорлупе, и термообработкой от нее не избавиться. Лечат ее химиотерапией, наравне с онкологией, часто приводит к летальному исходу.
– Расскажите о случаях прихода медведя на вашу пасеку. Как вы его отпугивали?
– Стреляем в воздух – в животное целиться нельзя. Один уйдет от звука выстрела, другие подходят. Приходили три разные медведицы с медвежатами.
– А кто чаще выходят к людям, самцы или медведицы, заботясь о потомстве?
– На пасеку приходят молодые медведи и самки, это как бы легкая добыча. Может, доступные угодья захватили более сильные сородичи. Если не думать об опасности, которую они представляют, наблюдать за медведями очень интересно. Подкрадывается, стелется по земле, хватает улей в охапку и бежать. Рамки выпадают, он улей бросает, собирает рамки.
А другой подходит размеренно, сразу переворачивает улей, высыпает рамки и тут же поедает соты. Пчелы тоже спуску не дают, нападают на него, кусают. Прогнали даже однажды. Как-то и меня пчелы покусали. Они же не понимают, что я их защищаю. Может, со стороны это выглядит забавно, но пасечник зарабатывает на жизнь пчеловодством, а медведь грабит его.
Кстати
В этом году Свердловский департамент по охране животного мира выдал разрешение на добычу 26 медведей в регионе. Ранее квоты на отстрел были сокращены, и, соответственно, их стало слишком много.
По данным ведомства, в области насчитывается больше 4100 медведей в настоящее время. Ранее в Союзе охотников и рыболовов региона подтвердили, что во время открывшегося 1 августа сезона охоты на бурых медведей выдано разрешение на убийство 482 особей.
Участившиеся выходы медведей к садам, городам и поселкам связывают и с растущими бытовыми свалками, где очень много пищевых отходов, в том числе излишков урожая, которые приносят сердобольные садоводы. Прикармливать диких животных – это глупо и опасно, считают охотники.
– Где это происходило? В отдаленных поселках?
– Совсем рядом, между Качканаром и Именновским. Я третий год уже бываю на этой пасеке. И если раньше медведи боялись выстрелов, то сейчас они снова приходят, один за другим.
– Как вы добыли своего медведя?
– Подкараулил у пасеки, выстрелил, ранил. Он убежал, я поехал домой за собакой, моя собака «работала» с ним в тайге пять часов. Лаяла, кусала, не давала уйти. Я переждал ночь – в потемках охотиться опасно, утром нашел их и добыл медведя. Зверь оказался довольно крупный.
– Вы ведете учёт мест обитания медведей и их количество?
– Мониторинг проводится каждую весну и осень, и я уже могу сказать, что их число возросло. Знакомые сообщают об участившихся встречах с ними. На друга в прошлую субботу вышел огромный медведь в районе поселка Медведка в Пермском крае. Друг был с ружьем, шел с охоты, стрелять не стал – громко крикнул, тот убежал. Вообще медведь человека все же боится и старается избегать. Поэтому при встрече не надо его провоцировать, не надо убегать, пытаться прикормить – ни в коем случае. Это дикий хищный зверь.
– На рассказы, а особенно фотографии об охоте сегодня довольно негативно реагируют защитники животных. Популярность охоты падает, охотники стараются не афишировать себя, как итог – хищники стали наведываться к людям. Какой выход должен быть?
– Численность животных надо регулировать. Мои собаки за одну ночь нашли четыре рыси. Добывать их нельзя, но, если все так оставить, рыси задавят всю популяцию зайцев. Не станет зайцев – на лосей хищники станут нападать. Станет больше волков – тоже плохо. У нас такая страна, где 70% северных лесов для проживания не пригодны, там царствуют звери.
Что касается медведей, у людей много заблуждений создается через художественные фильмы и литературу. Сюжеты такие: злые охотники убили медведицу, маленького медвежонка взял на воспитание взрослый медведь. В жизни так не бывает. Если медведь встретит медведицу с медвежатами, он всех их убьет и съест. Каннибализм у них – обычное дело. Вы где-нибудь видели семейные пары медведей?
– Но ведь сейчас так много техники у охотников: тепловизоры, GPS-ошейники, внедорожники. Охотиться стало легче?
– В уральской тайге, в чаще, всё это бессильно. Только верная собака, собственная осторожность, понимание зверя и уважение к нему помогут охотникам.