Главная темаОбразование
Юлия Бычкова: У Качканара очень большой потенциал
Во Дворце культуры прошла урбанистическая лекция для педагогов и школьников - участников проекта «ЕВРАЗ: Люди будущего» и городской общественности
Спикером выступила Юлия Бычкова – архитектор, продюсер и куратор социокультурных проектов («Архстояние», «Арт-Овраг» и другие), управляющий партнер арт-парка и бюро «Никола-Ленивец».
Эксперт в области комплексного развития городских и природных территорий Юлия Бычкова прочитала лекцию «Как культура и искусство могут менять города и территории», рассказала о своей работе и ответила на вопросы:
- Почему искусство и культура так востребованы для развития территорий?
- Примеры такого развития в России.
- Основные инструменты и этапы социокультурного проектирования.
- Можно ли реализовать значимый культурный проект в небольшом городе и каким образом?
- Где и как искать и находить поддержку для культурных проектов?
Данная встреча-лекция стала важным этапом для участников программы по развитию детских проектных инициатив «ЕВРАЗ: Люди будущего». На примере небольших российских городов Юлия Бычкова рассказала, как креативные идеи и энтузиазм отдельно взятых людей могут сделать территории известными, как привлечь туристов и улучшить жизнь постоянных жителей города. После лекции старшеклассники и кураторы команд смогли задать вопросы столичному эксперту не только о проектной работе, но и те, которые касаются непосредственно Качканара.
Арт-парк «Никола-Ленивец» создан в 2010 году Максимом Ноготковым вокруг деревни Никола-Ленивец Дзержинского района Калужской области России. Самый крупный арт-парк в Европе. Бюро «Никола-Ленивец» – это проект, который выстраивает отношения между общественными пространствами, современным искусством и людьми.
Айгуль Гулина, газета «Качканарский рабочий»:
– Учитывая ваш опыт поездок по России и создания архитектурных проектов, понимаем, что глаз у вас наметанный. Какое впечатление сложилось о Качканаре? Как оцениваете местные перспективы для создания интересных туристических проектов?
– Город у вас очень ухоженный по сравнению с многими моногородами. Но для того, чтобы здесь естественным образом развивался туризм, этого недостаточно. Город похож на многие советские и постсоветские города нашей страны. И, если обратиться к инструментам культурного программирования территории, то можно эту идентичность выявить. Например, та же индустриальная мощь. Я сегодня была на карьере ЕВРАЗ КГОК, таких объемов, масштаба я еще никогда в своей жизни не видела. Этим нельзя не гордиться городу и стране в целом. Но сейчас все сильно конкурируют за время и внимание туриста.
Россию вообще можно осматривать целый год, ездить по ней. Но мало у кого есть столько времени, у работающих людей только один отпуск в году. И за то, чтобы человек решил, куда в это время ехать, – большая зона конкуренции. Чем Качканар привлекателен для туристов разных категорий? Туристам одного дня, двух дней, делового туризма, познавательного туризма, детского туризма? Если город, жители, власти смотрят в сторону развития туризма, осознают, что это им действительно нужно, предстоит большая комплексная работа, рассчитанная не на один год.
Мало сделать один проект с художником или архитектором. Тот поток людей, который вы хотите привлечь, должен в Качканаре где-то жить, питаться, передвигаться. В его распоряжении должна быть вся инфраструктура, разные типы размещения, все это требует сквозной проработки. То, что я увидела в вашем городе, мне нравится, прекрасное место, потенциал очень большой!
Программа по развитию детских проектных инициатив «ЕВРАЗ: Люди будущего» направлена на обучение старшеклассников навыкам социального проектирования и предполагает вовлечение подростков в процесс развития родных городов. Для участников проводятся обучающие сессии по проектированию и управлению проектами, выявлению внутренних талантов, по формированию навыков самопрезентации, волонтерства, фандрайзинга. Проводятся также экспертные сессии, встречи с лидерами успешных социальных и предпринимательских проектов. По итогам программы будут выбраны лучшие проекты, направленные на развитие города, для всех участников пройдет фестиваль.
Лера Иванова, Дом детского творчества:
– Какой арт-объект в Качканаре вам больше всего понравился?
– По прибытии в ваш город я видела только производство и музеи, после лекции надеюсь еще пройти по Качканару и увидеть побольше. Мне очень понравились круглые скамейки на площади у Дворца культуры, это очень уютно выглядит. Аллея арок тоже смотрится любопытно.
Ольга Князева, преподаватель школы № 3:
– Что, по-вашему, должно быть в городе, чтобы из него не уезжала молодежь или возвращалась сюда после получения образования?
– Этот вопрос не имеет однозначного ответа, потому что все города помимо столиц имеют одну и ту же проблему. Мы с похожей проблемой работали в Выксе, где большой отток выпускников школ. На самом деле этот процесс нельзя остановить. Современный мир прозрачен, есть интернет и есть понимание того, каким образом может быть где-то еще. Есть формат ЕГЭ, который расширяет возможности поступления, почти не выезжая из родного города. И это на самом деле хорошо, потому что постоянно развивающееся производство требует расширения кругозора жителей, особенно в моногороде. Руководство предприятия понимает, что нельзя стоять на месте – появляется роботизация, технологии, требуется все больше компетенций, чтобы брать новые высоты.
Поэтому надо не удерживать, а обеспечить в городе процент возвратившихся. И это можно делать, в том числе, за счет классной городской среды, нескольких сценариев жизни, которую можно предложить не только для работающих на головном предприятии.
Следует работать над укреплением и поддержкой человеческого капитала, местных талантов. Вопросы экологии и безопасности жизни тоже очень важны. Что касается Качканара, я считаю, что ваш город спасать не нужно. Здесь все в принципе неплохо. А уезжающим выпускникам следует всем сердцем полюбить родной город, чтобы хотелось вернуться.
Когда мы работали с культурными проектами в Выксе и поставили в шкалу оценки выполненной работы показатель оттока молодежи, то он не снизился. Зато вырос процент возвратившихся. Стали возвращаться креативные жители города, которые получили не только образовательный опыт, но и жизненный.