Главная темаЭкономика
Малый бизнес в режиме ожидания
Как предприниматели Качканара выживают в условиях самоизоляции?
Наиболее пострадавшей отраслью после введения карантинных мер станет сфера малого бизнеса, так считают эксперты и экономисты страны. Некоторым запрещено работать от двух недель до месяца. Те, кто не имеет финансовой подушки, а предпринимателей таких большинство, переживают не лучшие времена, но стараются перестроиться и сохранить свое дело. Как им это удается, предприниматели Качканара рассказали газете «Качканарский рабочий».
Пришлось перестроить работу, и это нормально
Павел Пашенцев, ветеринарный врач:
– Ограничений сегодня, конечно, много. Мы подготовили к работе свои магазины, как требует Роспотребнадзор: сделали разметку на полах для того, чтобы люди, находящиеся в магазине, соблюдали необходимую дистанцию, каждые 2-3 часа проводим дезинфекцию. Это довольно непривычно. Руки от постоянного ношения перчаток стали сильно сохнуть, приходится пользоваться защитными кремами.
Работы стало больше в плане доставки кормов. Практически все интернет-магазины Москвы отказались возить товар, и люди стали переходить на корм, который реализуем мы на местах. Спрос увеличился, и мы ввели доставку кормов. На прошлой неделе наши запасы даже иссякли, но поставщики, вначале отказывающие нам, возобновили работу, и мы смогли забить свои полки заново.
Однако проблема в том, что и у поставщиков сейчас многого нет. И не только оттого, что Москва не отпускает товар, а оттого, что люди начали закупать все с запасом. Поскольку хозяева сидят на самоизоляции, они подстраховываются и по рациону для питомцев.
Насчет привычки все скупать я даже сам косвенно пострадал. Когда начался ажиотажный спрос на одноразовые защитные маски, у меня за один день их скупили тысячу штук. Стоили они тогда 7,5 рублей. А когда они понадобились мне самому, их уже на поставке не оказалось. Перчатки одноразовые: я сделал заявку – одна упаковка в 50 пар – свыше тысячи рублей. Как медик я понимаю, что маска и перчатки мало чем помогут, но людям внушили, и ажиотаж не остановить.
Что касается ветеринарных услуг, мы отменили все плановые операции по одной простой причине. Я считаю, что никто не застрахован от заболевания. В любом веткабинете работает один ветврач. Не дай бог он или члены его семьи заболеют, и врачу придется само-
изолироваться, не посещать работу. А животное после плановой операции должно находиться под наблюдением, оно может остаться без экстренной помощи. Поэтому я рекомендую своим клиентам обращаться в ветклиники, туда, где работают два и более врача. По прививкам изменений нет. Вакцинация идет по плану, и желающих привить питомцев даже стало больше. Люди сидят дома, они больше уделяют внимания своим животным и хотят чаще выходить из дома.
Что касается шуток о том, что котам не нравится постоянное присутствие людей дома – это неправда. Они просто счастливы, что хозяева рядом, а детям значительно легче переносить самоизоляцию в компании пушистых друзей.
Особенно жалко маленьких танцоров
Ольга Гарифулина, директор фитнес центра:
– Наш центр работает 11 лет, и такой вынужденный простой у нас впервые. Можно сказать, что карантинные меры просто сорвали нам сезон. Ведь весна, март и апрель – это традиционное время по приведению себя в порядок. Были закуплены абонементы на месяцы вперед. В мае люди уже начинают выезжать на природу и в сады, тренажерные залы почти не посещают. Люди пишут, спрашивают, расстраиваются, но ничего им обещать не можем.
Особенно жаль, что приостановили свою работу танцевальные коллективы, у нас в студиях занимается более 200 человек разного возраста. Дети готовились к конкурсам, разучивали танцы, получили костюмы для выступлений, но все планы пришлось оставить. Более того, страдает физическая подготовка детей: дома им сложно регулярно выполнять упражнения на растяжку, родители тоже не обладают достаточными знаниями. Тренеры пытаются проводить онлайн тренировки, но такой режим работы удобен не для всех. То есть труды за весь учебный год пропадут безвозвратно.
Мы терпим убытки по содержанию аквазоны и впустую оплачиваем ее содержание. Персонал сидит дома в ожидании снятия запрета – восемь тренеров и четверо из обслуживающего персонала. Честно, у нас такое впервые, и я даже не знаю, что мы будем предпринимать дальше. Повсюду говорят о каких-то мерах поддержки предпринимателей, но пока ничего конкретного не видно. Остается ждать.
Подключаю соцсети и частные заказы
Лидия Храмушина, помощник индивидуального предпринимателя:
– Я помогаю своей маме Надежде Стрельниковой, которая три года назад взяла кредит и открыла небольшой магазинчик тканей и швейных принадлежностей. За аренду торговой площади ежемесячно нужно платить 18 тысяч рублей. Кредитные средства были вложены в ткани и товар. После того, как 30 марта нам было велено прекратить работу, мы остановили работу магазина. Но обязательных платежей никто не отменял. Кредит, взносы в пенсионный фонд и фонд социального страхования, налоги – все это мы должны платить.
Даже если удастся оформить отсрочку, про которую все рассказывают в новостях, платить же все равно придется, и на тот момент это будут расходы посерьезнее. Я стараюсь активнее работать в социальных сетях, предлагать товар таким образом, беру заказы на пошив. У меня двое маленьких детей, и я не могу где-то работать полный рабочий день, но стараюсь не опускать руки и поддерживать маму.
Меры поддержки малого бизнеса сегодня обсуждаются на всех уровнях власти. Ряд предложений подготовлены и в Качканарском городском округе. После того, как будут приняты конкретные меры, редакция газеты «Качканарский рабочий» расскажет об этом читателям подробнее. Однако, как показывает опыт прошлых лет, кризисный 1998 год, падение курса рубля, подорожание импортной продукции подстегнуло местных производителей, а после кризиса 2008 года многие получили безвозмездные субсидии на открытие своего дела. Чтобы меры стали эффективными в нынешних условиях, властям нужно понимать, как обстоят дела на местах.