Сколько себя помню, моя прабабушка сажала деревья. Ее давно нет, а деревца живут – большие уже стали, сильные, хранят память о той, что их посадила.
У прабабушки моей Катерины Бойцовой была нелёгкая жизнь. Родилась в 1903 году в небогатой многодетной семье, с 11 лет жила и работала «в людях» за хлеб.
Как пора пришла, жениха себе сама выбрала – по душе да по сердцу. Жили с суженым душа в душу, пока чёрным вороном не налетела беда – было 22 июня 1941 года. В тот же день призвали молодого комсомольца Марка Фёдоровича (моего прадедушку) защищать родную землю. И осталась Катерина Николаевна одна с пятью малыми детьми.
Через четыре месяца пришла похоронка – нет больше её ясного сокола, кормильца и защитника, погиб в бою. Упасть бы горем сломленной и завыть в голос, да нельзя – надо детей поднимать. Собрала всю волю в кулак и стала жить дальше.
Потом были голод, холод, эвакуация на реку Чусовую, в самую тайгу, в маленькую деревеньку. Выжили, выстояли.
Работы Катерина Николаевна никогда не боялась и детей учила ни на кого не надеяться, а самим для себя трудиться. Замуж прабабушка так больше и не вышла, хотя многие сватались к красивой работящей вдове. Но она любила своего суженого и верность ему сохранила навсегда.
Дети выросли, женились, внуки пошли. Прабабушка никогда не злилась, не сквернословила, кажется, и слов плохих в голове не держала.
Если встречался дурной человек, спокойно говорила ему:
– Ступай своей дорогой откуда пришёл!
Никого не осуждала и не обсуждала. К детям своим строга была и требовательна, но по уму да по толку. И они, сами деды уже, её любили и почитали беспрекословно. Питалась простой растительной пищей, без дела сидеть не любила – всегда её руки были заняты то рукоделием, то каким-нибудь делом по дому.
Больше всего она любила живые растения. Деревца, травки, кустики – всегда повторяла, что они тоже живые, слышат все и понимают.
Нельзя их ломать. Детям своим, а потом внукам и правнукам этот завет крепко внушила – нельзя без толку живые деревья губить!
Любила моя прабабушка повторять фразу: «Живи просто и доживёшь годов до ста». И добавляла: «Вот я просто живу, потому и не умираю».
До ста лет не дожила всего четыре года. Но я вижу её в деревьях, которые она посадила, в словах и напутствиях, в поступках и делах. Потому что простая жизнь правдой крепка!
Наташа Бутова