Профессионалы
Мастерство в действии: как соревновались машинисты экскаваторов
В Главном карьере ЕВРАЗ КГОК прошел один из 12 конкурсов по профессии
Победители конкурса профмастерства
- 1 место – Павел Семенюк
- 2 место – Максим Коцабов
- 3 место – Андрей Панов
Традиционно испытание проходило в два этапа: теория – ответы на вопросы по устройству экскаватора, электросхемам и охране труда, практика – самые зрелищные и напряженные задания выполнялись девятью участниками в Главном карьере.
Здесь, на горе Острая, экскаватор №10 расширяет борт карьера для последующей разработки. Задача ответственная, требует внимательности: совсем рядом дорога, по которой ездят 240-тонные БелАЗы, а с другой стороны – гигантский экскаватор, да и сама порода довольно подвижна. Машинист должен видеть всю картину вокруг и умело управлять процессом.
На знакомство с техникой у каждого конкурсанта несколько минут. После – предупредительный сигнал, и начинается выполнение заданий. На сей раз специально для конкурса изготовили металлические стойки и обручи, которые надо мастерски подцепить ковшом, аккуратно снять и перенести на другое место.
Работа точная, чтобы её выполнить безукоризненно, надо тонко чувствовать габариты ковша и ловко управлять рычагами. Второе практическое задание не легче – забить стальной костыль в деревянную шпалу, не раздавив ее и не уронив деталь. Все действия проходят под одобрительные возгласы – участники поддерживают друг друга.
Но конкурс есть конкурс, и в финале определились лучшие. Их поощрили денежными призами и подарочными сертификатами от ППО «Качканар-Ванадий». Что интересно, все трое лидеров этого года уже были призерами в прошлом году.
справка
Конкурсы профмастерства проводятся на ЕВРАЗ КГОК ежегодно. Знания и умения демонстрируют машинисты крана, токари, сварщики, лаборанты химического анализа, электрослесари, слесари КИПиА, водители автомобиля, слесари-ремонтники, машинисты экскаваторов, составители поездов, водители погрузчиков и специалисты по охране труда
Без мотора корабль не поплывёт
Игорь Цветков, начальник рудоуправления ЕВРАЗ КГОК:
– Подобные конкурсы проводятся уже больше десяти лет, и каждый раз мы придумываем новые упражнения. Раньше ограничивались скоростью погрузки самосвала БелАЗа, железнодорожного транспорта, а теперь готовим приспособления заранее, чтобы было что-то новое, а машинистам было интересно выполнять задания. В прошлом году они закрывали спичечный коробок ковшом, а в этом году забивали костыль. И, как ни странно, это оказалось сложнее.
Для оценки участников традиционно собирается комиссия. В теоретической части вопросы по механике проверяет механик, знания по энергетической части экскаватора – энергетик, вопросы по охране труда судит инженер по охране труда, а технологию оцениваю я.
Участники конкурса – замечательные профессионалы, приехали со всех участков – с Северного, Главного, Западного карьеров, СКМ. Я сам профессионально вырос в этом коллективе, а теперь готовлю новые кадры. Люблю проводить конкурсы мастерства. Классные специалисты, ответственная профессия, и этот дух, который есть в коллективе, невозможно создать без полного погружения в процесс самого руководителя. Без мотора корабль не поплывет.
Спасибо за возможность проявить себя!
Павел Семенюк, машинист экскаватора, победитель конкурса:
– Я управляю экскаватором №74 с 12-кубовым ковшом на Северном карьере. В настоящее время мы отгружаем вскрышную породу, разносим борт Северного карьера, увеличиваем площадь разработки карьера на перспективу. Экскаватор, который использовали для конкурса, мне знаком, я работал на подобном лет двенадцать. Машина хорошая, с более плавным управлением по сравнению с экскаватором №31, на котором мы соревновались в прошлом году. Схемы, оборудование другое. Для каждой техники нужна привычка, но если бы мне довелось соревноваться на своем экскаваторе, то с заданиями я бы справился даже с закрытыми глазами.
В конкурсах профмастерства я участвую постоянно, в прошлом году занял третье место, а сейчас первое. Очень рад, конечно!
Готовиться особо не пришлось – каждую смену мы работаем с полным погружением и придумывать себе проверки профессиональных навыков совершенно некогда. А теория, правила безопасности, инструкции у меня не вызвали затруднений – за 18 лет работы всё твёрдо отложилось в памяти.
Для меня конкурс – это ещё и повод развеяться, пообщаться с новыми участниками, и задания всегда интересные. Мы же на работе ковшом экскаватора костыли не забиваем, спичечные коробки не закрываем, кольца и ведра не переносим. Каждую смену все стабильно, привычно – зачерпнул породу, перенес, выгрузил – всё отработано до автоматизма. Спасибо руководителям за организацию конкурса и возможность проявить себя!