КомбинатПрофессионалы
Сергей Карачун: Крановщик – это призвание
«Качканарский рабочий» продолжает знакомить читателей с героями Аллеи славы «Гордость ЕВРАЗа»
Сегодня о себе расскажет машинист крана автомобильного участка грузоподъемных механизмов автоколонны грузового транспорта автотракторного цеха ЕВРАЗ КГОК Сергей Кириллович Карачун. Он проработал на комбинате более тридцати лет и точно знает, как заслужить почет и уважение в коллективе.
На кого учился, в том и пригодился
– Родился я в Качканаре в 1966 году, учился в шестой школе. Я был пятым ребенком в семье, самым младшим. У одного из братьев был мотоцикл, у старшего была машина. У всех братьев была какая-то техника, а у меня, как у самого младшего, не было. Когда стал старше, у меня появился мопед. Техника всегда мне нравилась, хотелось обладать ею, разбираться в ней. Мне нравились механизмы, хотелось работать в сфере, связанной с техникой.
Закончил училище №92 по специальности «машинист автомобильного крана». Три года заняло обучение, а в 1985 году меня призвали в армию, два года отдал защите Родины.
После армии я сохранил желание работать по специальности, на которую выучился. Я себя видел только в ней. Месяц отдохнул и в 1987 году пришел в комбинат. С тех пор я непрерывно работаю на одном месте. На кого учился, в том и пригодился.
В карьере производился ремонт экскаваторов и буровых станков. Автокраны были нужны для ремонта этой техники. Поднимал определенные узлы экскаватора, бригады проводили ремонт. Конечно, весь полностью экскаватор краном не поднять – он весит много тонн, поэтому поднимали отдельно узлы и ремонтировали их.
Работа очень нравится, она мне по душе. Приятно осознавать, что делаю полезное дело.
Две бригады – две судьбы
Спустя какое-то время, в конце девяностых, коллектив выбрал меня бригадиром. На этой должности я нахожусь до сих пор. Вся бригада за меня голосовала, было очень приятно, что коллектив выразил мне доверие. Два раза я становился бригадиром.
В первой бригаде были сварщики, слесари, крановщики. 26 человек – это большой коллектив, руководить им было непросто. Сейчас численность бригады немного сократилась и ответственность у каждого из нас возросла.
Обсуждаю с членами бригады все вопросы, стараюсь, чтобы нам комфортно было работать. Что-то решаю своими силами, что-то довожу до руководства цеха, иногда привлекаю профсоюз. Если у работника есть проблемы или недовольство чем-то, он в первую очередь идет ко мне. Мы это обсуждаем и решаем, что дальше делать. В цехе проводятся собрания бригадиров, где озвучиваются все наболевшие вопросы.
Сейчас профессия крановщика не столь популярна у молодежи, а зря. Нужно обучать этой профессии в КГПК. Ведь на комбинат требуются крановщики, а специалистов нужного уровня нет.
Особая профессия
Я сам занимался тестированием новичков. Были даже случаи, когда с образованием парень приходит, но как работать крановщиком не может. Совершенно не умеет работать и приходится объяснять ему все с нуля.
Считаю, крановщик должен относиться с душой к свой профессии, потому что это очень сложная работа. Большое желание должно быть у человека, чтобы работать в этой сфере. Один коллега мне однажды сказал, что поднимаемый краном груз он чувствует «пятой точкой». Это очень точное описание хорошего специалиста, поскольку только так – с помощью опыта, добросовестного подхода и особого профессионального чутья – можно добиться точности в работе и бережного обращения с техникой. Одним словом, крановщик – это призвание.
Извлёк уроки из ошибок
За долгие годы работы бывало всякое. Идеальным я не был и поначалу совершал ошибки. Но важно делать нужные выводы, и я старался не допускать ошибок в дальнейшем. В итоге стал появляться на Доске почета в АТЦ, потом попал на Доску почета комбината. Теперь вот в честь Дня металлурга мой портрет появился на Аллее славы на главной улице города. Знакомые и родные порадовались за меня, поздравили, было очень приятно!
Наставник молодёжи
Молодым специалистам хочу сказать, чтобы работали всегда на совесть и не допускали нарушений. Важно дорожить своим здоровьем, поэтому необходимо выполнять все требования техники безопасности. Нужно учиться выполнять работу должным образом, качественно и в то же время безопасно для себя и окружающих.
За период работы в АТЦ я обучил пять крановщиков и старался до них донести именно эти принципы. Если есть где-то явная опасность для жизни, лучше притормозить и опасность устранить. Лишние риски нам чести не делают. Работа должна быть в радость, её нужно любить и чувствовать себя частью общего дела.