Человек и закон
Деньги или восстановительный ремонт?
Депутаты предлагают увеличить срок ремонта автомобиля по ОСАГО в 1,5 раза
Комитет Госдумы по финансовому рынку в конце октября 2024 года рекомендовал нижней палате принять в первом чтении законопроект, предусматривающий увеличение предельного срока восстановительного ремонта транспортного средства по ОСАГО до 45 рабочих дней.
Эксперты считают, что это никак не повлияет на сложившуюся ситуацию, когда натуральное возмещение по ДТП выбирают около 5% автовладельцев.
Сейчас предельный срок восстановительного ремонта транспортного средства по ОСАГО – 30 дней. В Российском союзе автостраховщиков говорят, что ситуация с натуральной формой возмещения убытков по ОСАГО продолжает оставаться сложной. В РСА подчеркнули, что по итогам 2023 года доля восстановительного ремонта в структуре компенсаций составила 5,7% против 6,4% в 2022 году. По итогам I полугодия 2024 доля ремонта упала до 5%.
Соответствующий законопроект был внесен в Государственную Думу сенаторами Андреем Кутеповым и Валерием Васильевым. Как говорится в пояснительной записке к документу, «в условиях санкционного давления дилеры, осуществляющие ремонт автомобилей, станции технического обслуживания, страховые компании столкнулись с проблемой отсутствия запасных частей и разрыва логистических цепочек, обеспечивающих их своевременную поставку для ремонта транспортных средств».
Авторы документа обеспокоены тем, что страховщики, не имея возможности выполнить условия договора со страхователем, вынуждены расторгать договоры со станциями технического обслуживания.
Судя по общему одобрению поправок, закон об увеличении сроков ремонта автомобилей по ОСАГО будет принят.
Однако сразу возникает вопрос: станет ли эта «цифра» последней и окончательной или через какое-то время ее снова изменят в сторону увеличения?
Дело в том, что такая норма на руку только страховым компаниям. И увеличение предельных сроков ремонта станет лишь еще одним рычагом давления на автомобилистов.
В соответствии с Законом об ОСАГО, приоритетным способом возмещения после ДТП является восстановительный ремонт, когда машина пострадавшего направляется на СТО, с которой у страховой компании подписан договор. Все, что требуется от автовладельца в этом случае, – отдать машину. Расчеты по работам и деталям – головная боль страховой компании. И поэтому этот способ почти не используется: вместо ремонта пострадавшим выплачивают деньги. Причем выплаты рассчитываются с учетом износа автомобиля и средними ценами на детали. Тогда как натуральный ремонт выгоднее для владельца ТС. Страховщикам проще дать водителю денег, чем связываться со сложным ремонтом, который потребуется его автомобилю.
Сложности с восстановительным ремонтом в страховом сообществе, в свою очередь, связывают с невозможностью осуществления работ в отведенный законом срок (30 дней). При неисполнении ремонта в отведенный срок страховые компании получают иски и выплачивают не только компенсацию, но и огромные штрафы, пени, компенсацию морального ущерба.