Человек и закон

Можно ли попасть под штраф, если нет зимних шин?

Зима всё увереннее вступает в права, и многие автомобилисты уже переобули своих коней, чтобы увереннее чувствовать себя на дороге. В то же время многие беспокоятся о штрафах за несоблюдение сезонности шин. Что говорит наше законодательство о санкциях к тем, кто не может или не хочет следовать требованиям об оснащенности автомобиля шинами по сезону?

Могут ли штрафовать водителей за летние шины зимой?

Не могут! Сам факт эксплуатации ТС без зимних шин поводом для штрафа не является. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (приложение 8, пункт 5.5) запрещает в зимний период (декабрь, январь, февраль) эксплуатацию легковых машин, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющих ряду требований, главные из которых – наличие соответствующей маркировки и остаток протектора более 4 мм. Запрет есть, однако ответственности за нарушение требований техрегламента (кроме относящихся к светопропусканию стекол) в законе до сих не предусмотрено. А значит и оснований для штрафа нет.

То есть можно проездить зиму на летних шинах без санкций со стороны ГИБДД?

Совсем нет. Во-первых, к летним шинам тоже есть требования. Причем содержатся они не только в техрегламенте (за нарушение требований которого, напомним, не штрафуют), но и в Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Этот документ ошибочно считают приложением к Правилам дорожного движения, хотя на самом деле он вполне себе самостоятелен.

В отличие от техрегламента, его несоблюдение уже чревато наказанием в основном по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ. Санкция невелика – предупреждение или штраф 500 руб-
лей, хотя определенное упорство со стороны нарушителя может обернуться административным арестом или лишением права управления.

Итак, согласно приложению к упомянутым выше Основным положениям (пункт 5.2), все колеса должны быть без повреждений. Высота протектора летних шин должна быть больше 1,6 мм, зимних – 4 мм (пункт 5.1). Нередко автомобилисты обращают внимание только на размерность покрышек, хотя не менее важны также индексы скорости и нагрузки (обозначаются соответственно буквами от F до Y и числами от 0 до 200), каждому из которых соответствуют свои параметры. Уточнить их можно в руководстве по эксплуатации ТС.

Можно ли поставить зимние шины только на ведущую ось?

Это нежелательно. Конечно, Основные положения запрещают устанавливать разные колеса только на одну ось, но на разных осях нельзя использовать одновременно ошипованные и неошипованные шины. Даже если эти запреты удалось обойти и зимние «липучки» поставлены только на одной оси, разность коэффициентов сцепления между передней и задней осями может сыграть злую шутку на скользком покрытии. А это уже непосредственно – безопасность водителя и пассажиров ТС. Худший вариант: зимние шины на ведущей оси переднеприводного автомобиля и летние – сзади. На обледенелой дороге может быть достаточно просто отпустить педаль газа, перейдя в режим торможения двигателем, чтобы машину развернуло.

Есть ли еще требования к колесам, которые необходимо соблюдать?

Есть. Нормативно это не закреплено, и штраф за их неисполнение не грозит, однако в интересах автовладельца, чтобы шины были не очень старыми и, если они ошипованные, все же содержали большую часть шипов. «Уставшая» резина теряет эластичность и не держит машину так же надежно, как в начале эксплуатации. Могут возникнуть проблемы и с ее прочностью.

Считается, что шина не должна быть старше 6 лет, хотя некоторые производители обещают сохранность свойств все 10 лет. Пробег при этом значения практически не имеет.

Что касается шипов, то чем их больше, тем лучше сцепные свойства на льду и укатанном снегу – там, где традиционно выигрывают «шиповки». Помните, что по мере потери шипов шина не превращается в липучку: они слишком различны по конструкции, чтобы это было так.

Могут ли нарушения с шинами привести к лишению прав или аресту?

Теоретически могут. В случае так называемых длящихся правонарушений (которые нельзя прекратить, просто остановив нарушителя) полиция стала использовать институт выдачи письменных требований об устранении нарушений законодательства (предписаний). Чаще этот механизм применяют при чрезмерной или нестандартной тонировке или, например, значительных доработках конструкции, включая тюнинг.

Водителю дают некоторый срок (как правило, несколько дней) для того, чтобы устранить нарушение, по истечении которых, если требование не выполнено, могут привлечь к ответственности по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ, отправив под арест на срок до 15 суток. Под этот алгоритм подходит и водитель, попавший в поле зрения сотрудников ГИБДД с небезопасными шинами на колесах своего автомобиля.

Второй вариант – прекращение регистрации ТС как несоответствующего требованиям безопасности. При управлении такой машиной на первый раз оштрафуют на 500–800 руб-
лей (часть 1 статьи 12.1 КоАП РФ), при повторном нарушении – уже на 5 тысяч рублей, а отдельных «счастливчиков» могут лишить права управления на 1-3 месяца (часть 1.1 статьи 12.1 КоАП РФ).

Однако в отношении нарушителей правил установки и использования шин подобные меры – скорее экзотика, чем правило.

Источник
Алена Олина
Тэги

Статьи близкие по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Текст невозможно скопировать!
Закрыть