ВидеоГлавная темаРусское слово
Алексей Иванов: – Весь мир для меня – это истории, которые я могу рассказать людям
В Качканаре побывал писатель Алексей Иванов с проектом «Горнозаводская цивилизация»
досье
☑ Алексей Викторович Иванов – русский писатель и сценарист.
☑ Получил известность благодаря книгам об Урале и роману «Географ глобус пропил» (16+), по мотивам которого был снят одноимённый фильм.
☑ Автор более 20 книг, изданных общим тиражом более 1,5 миллиона экземпляров:
- «Золото бунта» (18+),
- «Сердце Пармы» (16+),
- «Хребет России» (16+),
- «Вилы» (16+),
- «Ёбург» (18+),
- «Горнозаводская цивилизация» (16+),
- «Комьюнити» (18+),
- «Пищеблок» (16+),
- «Общага на крови» (18+),
- «Ненастье» (18+),
- «Географ глобус пропил» (18+),
- «Тобол» (18+),
- «Вегетация» (18+) и другие.
☑ Лауреат премии Правительства России в области культуры (2017) и ряда других литературных премий.
На встрече с читателями он рассказал об истории создания книг, творческих планах и ответил на вопросы качканарцев. Журналист «КР» пообщался с уральским прозаиком и Юлией Зайцевой – продюсером Алексея Иванова.
Писал в стол 13 лет
– Алексей Викторович, вы несколько лет учились на факультете журналистики, поэтому в определенной степени наш коллега. Когда произошел первый шаг к писательству? Как вы вышли из зоны комфорта и решили заняться прозой? Бытует мнение, что литература не очень востребована, а поэт должен быть либо голодным, либо просто писать в стол для души.
– Писательство для меня не выход, а наоборот, вход в зону комфорта. Вы задали огромнейший вопрос. На самом деле каждый человек реализуется и существует как личность в определенном формате. Кто-то борец, его жизнь – сражение, и он воюет с женой, детьми, котом, кассиршей, начальством, с собой сражается, когда заставляет себя проснуться рано утром, Для кого-то жизнь – воровство. Он всегда смотрит, где бы что подрезать, что бы отстегнуть, присвоить. Кто-то прирожденный журналист, и его жизнь – поток новостей. Кто-то фотограф, и для него вся жизнь – это множество фотографий. Моя жизнь – это писательство. Для меня весь мир – это истории, которые я могу рассказать людям. Для меня это совершенно естественно, это самый приятный, простой и разумный способ существование моей личности.
Про себя я понял, что писатель очень давно. Как-то откопал ученическую тетрадь, исписанную на треть детскими каракулями, на обложке было написано: «Три Робинзона», фантастический роман, Алеша Иванов, 6 лет». То есть уже тогда я ощущал себя масштабным писателем, который не разменивается на рассказы, а сразу начинает с романов.
Это была моя мечта, я не хотел быть космонавтом, дальнобойщиком, танкистом. Поэтому пошел учиться на факультет журналистики, но проучился там меньше года. Мне казалось, что журналистика – кратчайший путь к писательству. Когда я приступил к учебе, то понял, что ошибся, и бросил журфак. И продолжил учебу на искусствоведении. Мой путь к писательству был долгим. Я 13 лет писал в стол. Но мне улыбнулась удача. Она улыбается всем, но не всегда человек к этому подготовлен и готов ее принять. Я был готов принять: когда на меня обратило внимание издательство, у меня уже было что им показать. Я издал три книги и сразу стал профессиональным писателем.
Юлия Зайцева, продюсер:
– За 13 лет он написал «Общагу на крови», «Географ глобус пропил» и «Сердце Пармы». «Географ» лежал в столе 10 лет. Алексей получал отказы от издательств, ее не хотели публиковать, «Общага» лежала в столе 13 лет, «Сердце Пармы» – 3 года. И когда Алексей начинал писать «Сердце Пармы», то он уже не верил, что сможет стать профессиональным писателем и его книги увидят свет. Он писал фактически для себя, потому что ему хотелось рассказать эту историю.
Алексей Иванов:
– Поэтому стать писателем – для меня было вернуться в зону комфорта. Сейчас о том, что писатель должен быть голодным и с помощью пера невозможно заработать. Это абсолютный миф. И все эти мифы Юлия Зайцева развеивает в цикле своих лекций «Рукописи горят» и в книге «Корпорацию не нагнешь», где раскрывается основная мысль: писать и зарабатывать писательским трудом можно, невзирая на то, что тебе везде оказывают, можно реализоваться и добиться своего.
Иванов не следует трендам, он их создает
Юлия Зайцева:
– Когда Алексей пишет, я как продюсер не говорю ему: «А давай эту тему, это сейчас продается». Продается то, что Иванов пишет, он не следует трендам, а создает их. Иначе он никогда бы не стал писателем и не открыл бы феномен «Горнозаводской цивилизации» 20 лет назад. И не сделал бы «Хребет России» популярным в регионе.
Москвичи просто не представляли, что можно снять фильм об Урале и показать его на федеральном канале в прайм-тайме. Не было бы книги «Сердце Пармы», не было бы фильма о княжестве, так называемом далеком замкадье 15 века, последнем древнерусском княжестве. И многих бы тем сегодня не было.
Вся финансовая система у нас построена вокруг Алексея. Он пишет, не советуясь ни с кем. А мы знаем прекрасно, что это будет такое качество, что мы сможем легко найти и издателя, и киностудию под экранизацию.
Как подготовиться к удаче
– Вам улыбнулась удача. А в лице кого она вам улыбнулась?
– Удача мне улыбнулась в лице писателя Леонида Юзефовича, который предложил мои тексты в издательство.
В Москве, да и в России в целом, все устроено таким образом, что пробиться, добиться чего-то можно только с помощью блата, знакомства. Пока тебя не порекомендуют, на тебя никто не обратит внимания. Сейчас меньше, но во многом ситуация остается прежней. Сейчас есть интернет, формы обратных заявок. С появлением новых систем коммуникации «правила рукопожатий» уходят в прошлое. Когда я начинал, никакого интернета и соцсетей не было, и приходилось всё делать через знакомства. У меня произошло знакомство с Юзефовичем, он меня порекомендовал, но ведь не Юзефович написал за меня мои романы и не он их издал. Он был просто связующим звеном.
Не надо путать роман и фильм
– Как вы оцениваете экранизацию книги «Пищеблок», которая имеет открытую концовку, но все-таки законченная. И как вы относитесь к тому, что сняли продолжение, вторую часть, которая мало общего имеет с первой частью?
– Я отношусь к этому сериалу хорошо. Мне понравилось, как подобрали актеров, они в точности соответствуют тем героям, которых я придумал и которые описаны в романе. Сюжет там изрядно изменен, атмосфера иная. У меня главное было – отношения детей и советские, пионерские феномены. А в сериале сосредоточились на вампирах. Но это их право.
Я лояльно отношусь к продолжениям, если людям хочется развивать эту историю, почему бы нет? Я вообще лояльно отношусь к экранизациям. Потому что понимаю, что экранизация – перевод из одной художественной системы в другую, из литературного языка в зрительные образы, в кинематограф. И такой перевод всегда сопряжен с какими-то потерями, изменениями.
Если автор не согласен с этим, то не надо участвовать в этой ярмарке, не продавай права на экранизацию. А если я согласен, то принимай эти правила игры. И я не трачу нервы впустую и не жду от экранизации соответствия один в один, слово в слово. Фильм – это произведение режиссера, а не писателя. Хотелось бы, чтобы произведение было передано более точно, но главное, чтобы фильм был хорошим произведением. А если там и роман-первоисточник жив, значит, это хорошая экранизация. И «Пищеблок» я считаю хорошей экранизацией.
Как организован творческий процесс
– Над чем вы работаете, какие у вас творческие планы?
Алексей Иванов:
– Сейчас я пишу роман «Невьянская башня», он рассказывает об Акинфии Демидове и его тайнах.
Юлия Зайцева:
– Думаем, что книга выйдет осенью.
– Когда вы пишете: днем или ночью, или есть какая-то традиция, когда вы начинаете писать очередной роман?
Алексей Иванов:
– Все зависит от обычной жизни, быта. Если меня ничто не отвлекает, с утра пью кофе и сажусь писать. Потом отвлекаюсь на обед, немного отдыхаю и снова пишу. Как люди ходят на работу, так и я пишу. Слава богу, мой продюсер исключает все, что меня отвлекает, – быт, ненужное общение, какие-то дела или юридические процедуры. У меня много времени для творчества, я живу и работаю так, как мне приятно.
Юлия Зайцева:
– У Алексея Иванова не бывает отпусков и выходных.
Алексей Иванов:
– Да, например, та же поездка в Качканар. Я приехал сюда не отдыхать, а общаться с людьми.
– Получается, идеи для книг вы берете из своих поездок?
– В том числе, да. Иногда в таких поездках в работах краеведов находишь подлинные жемчужины, шедевры, которые они как-то добыли, но не могут донести до большой аудитории. Когда мы собирали материалы для книги «Вилы», посвященной Пугачевскому бунту, мы объезжали заводы, по которым на Урале прокатилась пугачевщина, и побывали на заводе Сатка. Там я узнал историю про жительницу завода, девчонку, которая стала женой Пугачева, – это Дуняша Невзорова. У нее удивительная судьба, очень яркая, взрывная. Эта судьба великолепно иллюстрирует историю Пугачева, она ее бесконечно украшает, но при этом нигде, никогда в научных книгах о Пугачеве про Дуняшу Невзорову не читал. Такие уникальные факты и информацию можно узнать только на местах. Поэтому я с удовольствием собираю книги, которые знают свою историю лучше меня.
В чём парадокс интернета
– Все ваши произведения так или иначе связаны с историей. А что можно сказать о романе «Комьюнити»? Как вам пришло в голову написать такое? Он очень отличается от других произведений.
– Не все мои романы касаются истории, я пишу и про будущее. Почему так происходит? Писателей можно условно разделить на две большие группы. Одна носит юмористическое название ВПЗР – «Великий писатель земли русской». Это писатели всем своим творчеством окучивают одну единственную титаническую идею, то есть, о чем бы они ни писали, пишут только об этом. Обычно это идея величия русского народа, страдания русского народа или злодеяния российской власти. Классический пример ВПЗР при всем уважении – это Александр Солженицын. А есть писатели другого типа БИ – «Буржуазные интеллектуалы». Они своими произведениями откликаются на вызов эпохи. Что тебя больше всего достает, на эту тему ты и пишешь произведения. Я отношу себя ко второй категории. И роман «Комьюнити» посвящен компьютеризации – это как раз ответ на вызов эпохи. Роман я писал тогда, когда только появились социальные сети, общество было очаровано этими явлениями, соцсети считались абсолютным благом, ничего дурного в них не видели. Я написал роман о том, что на самом деле, как любое другое большое явление, амбивалентное. В нем есть и хорошее, и плохое. В интернете существует удивительный парадокс, созданный как средство объединения людей, интернет, существующий по законам потребления начинает разъединять. Почему это происходит? Это был главный вызов эпохи, главная проблема этого времени, и я на нее отозвался романом «Комьюнити».
– Какими судьбами вас занесло в Качканар?
Юлия Зайцева:
– Нам написала Наталья Новикова из Качканарской библиотеки в соцсетях. Нам пишут из разных городов, практически каждый день Алексей получает предложения. Поскольку он много работает, мы редко выезжаем, отвечаем на десять процентов приглашений. Но письмо Натальи меня просто поразило, я даже зачитала его Алексею и своим ученикам в онлайн школе привела в пример, как можно написать убедительно и хорошо.
Там было столько любви к писателю, столько знания об Алексее, и мы поняли, что после такого письма мы не можем не приехать. Наталья, спасибо огромное за приглашение! Она писала нам несколько месяцев назад, полгода, год и постоянно напоминала о себе. Конечно, я написала, что мы приедем, когда все звезды сойдутся. Все сложилось – и мы здесь.
Почему писатель употребляет мат?
– В ваших ранних книгах можно ли было обойтись без мата?
Алексей Иванов:
– У меня во многих романах присутствует мат. Я скажу, что на таких книгах написано предупреждение на обложке: «Содержит нецензурную брань». И если потом в тексте её встречаете, то чему удивляться?
Почему я использую мат? Я сторонник такого взгляда на язык. Есть такой культуролог Вадим Михайлин, он написал книгу «Тропа звериных слов» (18+), в ней объяснял феномен мата. Все сталкивались с такой ситуацией, когда два воспитанных интеллигентных человека, профессоры, пошли на рыбалку и начали материться. Что с ними случилось? Деградировали, культуру потеряли? Это же не так! А почему матерятся? Культуролог объясняет, что мы в разных обстоятельствах пользуемся разным языком. Дома с близкими – один язык, на работе – другой, сдержанный, официальный. А мат – это язык войны. Если мы на войне, на охоте, на рыбалке, то мы говорим на языке войны, охоты и рыбалки. Мат – это брань. А слово «брань» имеет два смысла: ругань и война. Проблема мата не в том, что люди матерятся, а в том, что они употребляют мат не там, где принято. А почему так происходит? Да потому что вся территория нашей жизни становится территорией войны: школа, городская площадь, больница, детский сад, поэтому все матерятся. Это проблема культуры, организации нашей жизни. Надо нашу жизнь переорганизовать так, чтобы школа перестала быть территорией войны, где ты агрессивно отстаиваешь интересы и понимаешь, если ты за себя сиюминутно грубо не постоишь, то потерпишь поражение. Когда мы наладим свою жизнь, то перестанут материться в школах и на улицах, и писатели про мат забудут.
Как создавалась книга «Ёбург»
– Я восхищена вашей книгой «Ёбург», считаю ее антологией современной исторической документалистики, посвященной переходному периоду – девяностым годам. Расскажите, как вы собрали столько материала, кто вам в этом помогал, было ли это чьим-то политическим заказом?
Алексей Иванов:
– Это точно никакой не политический заказ, по заказам я не работаю. Я сам в 90-е годы жил в Екатеринбурге, это время моей молодости, любви к городу. Мне очень хотелось рассказать всей стране о Екатеринбурге, его уникальности, потому что 90-е годы здесь были очень яркими. Поэтому решил написать книгу о времени моей молодости. Я брал информацию из огромного количества источников, беседовал с огромным количеством людей, каждый был специалист в своей сфере деятельности. Кого-то я назвал, либо кто-то просил себя не афишировать. Когда я писал новеллу о группе «Чайф», разумеется, разговаривал с Владимиром Шахриным. Когда писал про криминальную группировку «Уралмаш», то я беседовал с милиционерами, журналистами, с Дмитрием Карасюком, который был пресс-секретарем ОПС «Уралмаш».
Юлия Зайцева:
– Я очень жалею, что мне не пришло в главу сохранить эти длиннющие трехчасовые интервью, где собеседниками Алексея были Гавриловский, Чернецкий, Карасюк, члены общества воинов-афганцев, театрал Николай Коляда, Владимир Шахрин – лидер группы «Чайф» и очень много известных деятелей того времени. Алексей настолько был готов к этим интервью, что они были блестящими.
По поводу заказа, есть упоминания, что проект сделан при поддержке крупной строительной компании. Когда Алексей задумал книгу о становлении бизнеса, культуры и общественных институтов, всех этих переломов, то составил список городских предприятий. Нам было нужно совершить огромное количество экспедиций. И если художественное произведение приносит миллионы, то нон-фикшен всегда для писателя, для души, это то, что мы можем себе позволить сделать просто так.
Но надо было как-то компенсировать затраты, поездки. Алексей составил список людей, которых упомянет в книге, предприятия, культурные институции. На просьбу о финансировании согласилась строительная компания. О ней есть глава в книге в ряде упомянутых корпораций. Но никаких согласований не было. После того, как Алексей Иванов стал популярным писателем, он может себе позволить работать на своих условиях.