ВидеоГлавная темаРусское слово

Алексей Иванов: – Весь мир для меня – это истории, которые я могу рассказать людям

В Качканаре побывал писатель Алексей Иванов с проектом «Горнозаводская цивилизация»

досье

☑ Алексей Викторович Иванов – русский писатель и сценарист.
☑ Получил известность благодаря книгам об Урале и роману «Географ глобус пропил» (16+), по мотивам которого был снят одноимённый фильм.
☑ Автор более 20 книг, изданных общим тиражом более 1,5 миллиона экземпляров:

  • «Золото бунта» (18+),
  • «Сердце Пармы» (16+),
  • «Хребет России» (16+),
  • «Вилы» (16+),
  • «Ёбург» (18+),
  • «Горнозаводская цивилизация» (16+),
  • «Комьюнити» (18+),
  • «Пищеблок» (16+),
  • «Общага на крови» (18+),
  • «Ненастье» (18+),
  • «Географ глобус пропил» (18+),
  • «Тобол» (18+),
  • «Вегетация» (18+) и другие.

☑ Лауреат премии Правительства России в области культуры (2017) и ряда других литературных премий.

На встрече с читателями он рассказал об истории создания книг, творческих планах и ответил на вопросы качканарцев. Журналист «КР» пообщался с уральским прозаиком и Юлией Зайцевой – продюсером Алексея Иванова.

Писал в стол 13 лет 

– Алексей Викторович, вы несколько лет учились на факультете журналистики, поэтому в определенной степени наш коллега. Когда произошел первый шаг к писательству? Как вы вышли из зоны комфорта и решили заняться прозой? Бытует мнение, что литература не очень востребована, а поэт должен быть либо голодным, либо просто писать в стол для души.

– Писательство для меня не выход, а наоборот, вход в зону комфорта. Вы задали огромнейший вопрос. На самом деле каждый человек реализуется и существует как личность в определенном формате. Кто-то борец, его жизнь – сражение, и он воюет с женой, детьми, котом, кассиршей, начальством, с собой сражается, когда заставляет себя проснуться рано утром, Для кого-то жизнь – воровство. Он всегда смотрит, где бы что подрезать, что бы отстегнуть, присвоить. Кто-то прирожденный журналист, и его жизнь – поток новостей. Кто-то фотограф, и для него вся жизнь – это множество фотографий. Моя жизнь – это писательство. Для меня весь мир – это истории, которые я могу рассказать людям. Для меня это совершенно естественно, это самый приятный, простой и разумный способ существование моей личности.

Про себя я понял, что писатель очень давно. Как-то откопал ученическую тетрадь, исписанную на треть детскими каракулями, на обложке было написано: «Три Робинзона», фантастический роман, Алеша Иванов, 6 лет». То есть уже тогда я ощущал себя масштабным писателем, который не разменивается на рассказы, а сразу начинает с романов.

Это была моя мечта, я не хотел быть космонавтом, дальнобойщиком, танкистом. Поэтому пошел учиться на факультет журналистики, но проучился там меньше года. Мне казалось, что журналистика – кратчайший путь к писательству. Когда я приступил к учебе, то понял, что ошибся, и бросил журфак. И продолжил учебу на искусствоведении. Мой путь к писательству был долгим. Я 13 лет писал в стол. Но мне улыбнулась удача. Она улыбается всем, но не всегда человек к этому подготовлен и готов ее принять. Я был готов принять: когда на меня обратило внимание издательство, у меня уже было что им показать. Я издал три книги и сразу стал профессиональным писателем.

 Юлия Зайцева, продюсер:
– За 13 лет он написал «Общагу на крови», «Географ глобус пропил» и «Сердце Пармы». «Географ» лежал в столе 10 лет. Алексей получал отказы от издательств, ее не хотели публиковать, «Общага» лежала в столе 13 лет, «Сердце Пармы» – 3 года. И когда Алексей начинал писать «Сердце Пармы», то он уже не верил, что сможет стать профессиональным писателем и его книги увидят свет. Он писал фактически для себя, потому что ему хотелось рассказать эту историю.

Алексей Иванов:
– Поэтому стать писателем – для меня было вернуться в зону комфорта. Сейчас о том, что писатель должен быть голодным и с помощью пера невозможно заработать. Это абсолютный миф. И все эти мифы Юлия Зайцева развеивает в цикле своих лекций «Рукописи горят» и в книге «Корпорацию не нагнешь», где раскрывается основная мысль: писать и зарабатывать писательским трудом можно, невзирая на то, что тебе везде оказывают, можно реализоваться и добиться своего.

Иванов не следует трендам, он их создает

Юлия Зайцева:
– Когда Алексей пишет, я как продюсер не говорю ему: «А давай эту тему, это сейчас продается». Продается то, что Иванов пишет, он не следует трендам, а создает их. Иначе он никогда бы не стал писателем и не открыл бы феномен «Горнозаводской цивилизации» 20 лет назад. И не сделал бы «Хребет России» популярным в регионе.

Москвичи просто не представляли, что можно снять фильм об Урале и показать его на федеральном канале в прайм-тайме. Не было бы книги «Сердце Пармы», не было бы фильма о княжестве, так называемом далеком замкадье 15 века, последнем древнерусском княжестве. И многих бы тем сегодня не было.

Вся финансовая система у нас построена вокруг Алексея. Он пишет, не советуясь ни с кем. А мы знаем прекрасно, что это будет такое качество, что мы сможем легко найти и издателя, и киностудию под экранизацию.

Как подготовиться к удаче  

– Вам улыбнулась удача. А в лице кого она вам улыбнулась?

– Удача мне улыбнулась в лице писателя Леонида Юзефовича, который предложил мои тексты в издательство.

В Москве, да и в России в целом, все устроено таким образом, что пробиться, добиться чего-то можно только с помощью блата, знакомства. Пока тебя не порекомендуют, на тебя никто не обратит внимания. Сейчас меньше, но во многом ситуация остается прежней. Сейчас есть интернет, формы обратных заявок. С появлением новых систем коммуникации «правила рукопожатий» уходят в прошлое. Когда я начинал, никакого интернета и соцсетей не было, и приходилось всё делать через знакомства. У меня произошло знакомство с Юзефовичем, он меня порекомендовал, но ведь не Юзефович написал за меня мои романы и не он их издал. Он был просто связующим звеном.

Не надо путать роман и фильм 

– Как вы оцениваете экранизацию книги «Пищеблок», которая имеет открытую концовку, но все-таки законченная. И как вы относитесь к тому, что сняли продолжение, вторую часть, которая мало общего имеет с первой частью?

– Я отношусь к этому сериалу хорошо. Мне понравилось, как подобрали актеров, они в точности соответствуют тем героям, которых я придумал и которые описаны в романе. Сюжет там изрядно изменен, атмосфера иная. У меня главное было – отношения детей и советские, пионерские феномены. А в сериале сосредоточились на вампирах. Но это их право.

Я лояльно отношусь к продолжениям, если людям хочется развивать эту историю, почему бы нет? Я вообще лояльно отношусь к экранизациям. Потому что понимаю, что экранизация – перевод из одной художественной системы в другую, из литературного языка в зрительные образы, в кинематограф. И такой перевод всегда сопряжен с какими-то потерями, изменениями.

Если автор не согласен с этим, то не надо участвовать в этой ярмарке, не продавай права на экранизацию. А если я согласен, то принимай эти правила игры. И я не трачу нервы впустую и не жду от экранизации соответствия один в один, слово в слово. Фильм – это произведение режиссера, а не писателя. Хотелось бы, чтобы произведение было передано более точно, но главное, чтобы фильм был хорошим произведением. А если там и роман-первоисточник жив, значит, это хорошая экранизация. И «Пищеблок» я считаю хорошей экранизацией.

Как организован творческий процесс  

– Над чем вы работаете, какие у вас творческие планы?

Алексей Иванов:
– Сейчас я пишу роман «Невьянская башня», он рассказывает об Акинфии Демидове и его тайнах.

Юлия Зайцева:
– Думаем, что книга выйдет осенью.

– Когда вы пишете: днем или ночью, или есть какая-то традиция, когда вы начинаете писать очередной роман?

Алексей Иванов:
–  Все зависит от обычной жизни, быта. Если меня ничто не отвлекает, с утра пью кофе и сажусь писать. Потом отвлекаюсь на обед, немного отдыхаю и снова пишу. Как люди ходят на работу, так и я пишу. Слава богу, мой продюсер исключает все, что меня отвлекает, – быт, ненужное общение, какие-то дела или юридические процедуры. У меня много времени для творчества, я живу и работаю так, как мне приятно.

Юлия Зайцева:
– У Алексея Иванова не бывает отпусков и выходных.

Алексей Иванов:
– Да, например, та же поездка в Качканар. Я приехал сюда не отдыхать, а общаться с людьми.

– Получается, идеи для книг вы берете из своих поездок?

– В том числе, да. Иногда в таких поездках в работах краеведов находишь подлинные жемчужины, шедевры, которые они как-то добыли, но не могут донести до большой аудитории. Когда мы собирали материалы для книги «Вилы», посвященной Пугачевскому бунту, мы объезжали заводы, по которым на Урале прокатилась пугачевщина, и побывали на заводе Сатка. Там я узнал историю про жительницу завода, девчонку, которая стала женой Пугачева, – это Дуняша Невзорова. У нее удивительная судьба, очень яркая, взрывная. Эта судьба великолепно иллюстрирует историю Пугачева, она ее бесконечно украшает, но при этом нигде, никогда в научных книгах о Пугачеве про Дуняшу Невзорову не читал. Такие уникальные факты и информацию можно узнать только на местах. Поэтому я с удовольствием собираю книги, которые знают свою историю лучше меня.

В чём парадокс интернета

– Все ваши произведения так или иначе связаны с историей. А что можно сказать о романе «Комьюнити»? Как вам пришло в голову написать такое? Он очень отличается от других произведений.

– Не все мои романы касаются истории, я пишу и про будущее. Почему так происходит? Писателей можно условно разделить на две большие группы. Одна носит юмористическое название ВПЗР – «Великий писатель земли русской». Это писатели всем своим творчеством окучивают одну единственную титаническую идею, то есть, о чем бы они ни писали, пишут только об этом. Обычно это идея величия русского народа, страдания русского народа или злодеяния российской власти. Классический пример ВПЗР при всем уважении – это Александр Солженицын. А есть писатели другого типа БИ – «Буржуазные интеллектуалы». Они своими произведениями откликаются на вызов эпохи. Что тебя больше всего достает, на эту тему ты и пишешь произведения. Я отношу себя ко второй категории. И роман «Комьюнити» посвящен компьютеризации – это как раз ответ на вызов эпохи. Роман я писал тогда, когда только появились социальные сети, общество было очаровано этими явлениями, соцсети считались абсолютным благом, ничего дурного в них не видели. Я написал роман о том, что на самом деле, как любое другое большое явление, амбивалентное. В нем есть и хорошее, и плохое. В интернете существует удивительный парадокс, созданный как средство объединения людей, интернет, существующий по законам потребления начинает разъединять. Почему это происходит? Это был главный вызов эпохи, главная проблема этого времени, и я на нее отозвался романом «Комьюнити».

Какими судьбами вас занесло в Качканар?

Юлия Зайцева:
– Нам написала Наталья Новикова из Качканарской библиотеки в соцсетях. Нам пишут из разных городов, практически каждый день Алексей получает предложения. Поскольку он много работает, мы редко выезжаем, отвечаем на десять процентов приглашений. Но письмо Натальи меня просто поразило, я даже зачитала его Алексею и своим ученикам в онлайн школе привела в пример, как можно написать убедительно и хорошо.

Там было столько любви к писателю, столько знания об Алексее, и мы поняли, что после такого письма мы не можем не приехать. Наталья, спасибо огромное за приглашение! Она писала нам несколько месяцев назад, полгода, год и постоянно напоминала о себе. Конечно, я написала, что мы приедем, когда все звезды сойдутся. Все сложилось – и мы здесь.

Почему писатель употребляет мат?

В ваших ранних книгах можно ли было обойтись без мата?

Алексей Иванов:
– У меня во многих романах присутствует мат. Я скажу, что на таких книгах написано предупреждение на обложке: «Содержит нецензурную брань». И если потом в тексте её встречаете, то чему удивляться?

Почему я использую мат? Я сторонник такого взгляда на язык. Есть такой культуролог Вадим Михайлин, он написал книгу «Тропа звериных слов» (18+), в ней объяснял феномен мата. Все сталкивались с такой ситуацией, когда два воспитанных интеллигентных человека, профессоры, пошли на рыбалку и начали материться. Что с ними случилось? Деградировали, культуру потеряли? Это же не так! А почему матерятся? Культуролог объясняет, что мы в разных обстоятельствах пользуемся разным языком. Дома с близкими – один язык, на работе – другой, сдержанный, официальный. А мат – это язык войны. Если мы на войне, на охоте, на рыбалке, то мы говорим на языке войны, охоты и рыбалки. Мат – это брань. А слово «брань» имеет два смысла: ругань и война. Проблема мата не в том, что люди матерятся, а в том, что они употребляют мат не там, где принято. А почему так происходит? Да потому что вся территория нашей жизни становится территорией войны: школа, городская площадь, больница, детский сад, поэтому все матерятся. Это проблема культуры, организации нашей жизни. Надо нашу жизнь переорганизовать так, чтобы школа перестала быть территорией войны, где ты агрессивно отстаиваешь интересы и понимаешь, если ты за себя сиюминутно грубо не постоишь, то потерпишь поражение. Когда мы наладим свою жизнь, то перестанут материться в школах и на улицах, и писатели про мат забудут.

Как создавалась книга «Ёбург»

– Я восхищена вашей книгой «Ёбург», считаю ее антологией современной исторической документалистики, посвященной переходному периоду – девяностым годам. Расскажите, как вы собрали столько материала, кто вам в этом помогал, было ли это чьим-то политическим заказом?

Алексей Иванов:
– Это точно никакой не политический заказ, по заказам я не работаю. Я сам в 90-е годы жил в Екатеринбурге, это время моей молодости, любви к городу. Мне очень хотелось рассказать всей стране о Екатеринбурге, его уникальности, потому что 90-е годы здесь были очень яркими. Поэтому решил написать книгу о времени моей молодости. Я брал информацию из огромного количества источников, беседовал с огромным количеством людей, каждый был специалист в своей сфере деятельности. Кого-то я назвал, либо кто-то просил себя не афишировать. Когда я писал новеллу о группе «Чайф», разумеется, разговаривал с Владимиром Шахриным. Когда писал про криминальную группировку «Уралмаш», то я беседовал с милиционерами, журналистами, с Дмитрием Карасюком, который был пресс-секретарем ОПС «Уралмаш».

Юлия Зайцева:
– Я очень жалею, что мне не пришло в главу сохранить эти длиннющие трехчасовые интервью, где собеседниками Алексея были Гавриловский, Чернецкий, Карасюк, члены общества воинов-афганцев, театрал Николай Коляда, Владимир Шахрин – лидер группы «Чайф» и очень много известных деятелей того времени. Алексей настолько был готов к этим интервью, что они были блестящими.

По поводу заказа, есть упоминания, что проект сделан при поддержке крупной строительной компании. Когда Алексей задумал книгу о становлении бизнеса, культуры и общественных институтов, всех этих переломов, то составил список городских предприятий. Нам было нужно совершить огромное количество экспедиций. И если художественное произведение приносит миллионы, то нон-фикшен всегда для писателя, для души, это то, что мы можем себе позволить сделать просто так.

Но надо было как-то компенсировать затраты, поездки. Алексей составил список людей, которых упомянет в книге, предприятия, культурные институции. На просьбу о финансировании согласилась строительная компания. О ней есть глава в книге в ряде упомянутых корпораций. Но никаких согласований не было. После того, как Алексей Иванов стал популярным писателем, он может себе позволить работать на своих условиях.

Тэги

Статьи близкие по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Текст невозможно скопировать!
Закрыть