Впечатления
Петрович
В начале мая на реке Вижай случилось несчастье: в верховьях, недалеко от поселка Сараны, исчезли двое туристов-свердловчан. Еще не предполагая худшего, в те дни каждый, кто принимал участие в поиске, надеялся, что он шел спасать живых
О герое очерка
Постоянным читателям «Качканарского рабочего» наверняка полюбились заметки качканарского педагога, руководителя школьных туристических групп Сергея Петровича Зеленина. Он водил подростковые группы по всей России: от Кольского полуострова до Байкала.
До работы в Качканарской средней школе №4 (ныне школа имени К.Н.Новикова) он жил и работал в Пашийской школе (Пашия – поселок Горнозаводского района Пермского края). И тогда он тоже был известен многим землякам как отличный педагог и организатор походов разной категории сложности. Воспитанники созданной им школы туризма успешно участвовали не только в местных и областных, но и во всесоюзных фестивалях, слётах и соревнованиях по спортивному ориентированию.
Сегодня предлагаем вниманию читателей очерк о Сергее Зеленине, который был опубликован в конце прошлого столетия в районной газете.
Но через несколько дней нашли один труп. Прошли ливневые дожди, река, на время вошедшая в берега, снова разлилась, и уже никто не сомневался, что второму туристу также не удалось спастись. Начались поисковые работы. Группам были даны задания. Горнозаводцы обследовали левый берег реки от Саранов до Пашии. В Саранах к нам присоединились пашийцы – это была группа, не прекращавшая поисков со дня их объявления.
На первый взгляд показалось сомнительным, что учитель и трое школьников проделали такую длительную и нелегкую работу. Лишь один в группе имел болотные сапоги и один – штормовой костюм. Но вел группу преподаватель физики Сергей Петрович Зеленин, кандидат в мастера спорта по туризму. И это отметало все сомнения.
Для справки
Сергей Зеленин – ветеран педагогического труда, много лет проработал в Качканаре, в школе №4, где также вел школу туризма и водил подростков в походы разной категории сложности
Мы шли вдоль берега по колено в воде, ощупывая дно реки у прибрежных кустов ивняка длинными палками, пробираясь затопленными зарослями. Сергей Петрович успевал повсюду, его школьники – Володя Субботин и Галя Сибирякова – обследовали берег посуху, не отставая от учителя. Только иногда от всех отставал сам Зеленин, чертил что-то в блокнот. И тогда Галя обращалась ко всем:
– Подождите Петровича!
В том, как они величали его, чувствовалось: там, в школе, их связывает общее интересное дело. В Пашийской средней школе была создана чуть ли не единственная в области школа туристов. Галя Сибирякова заговорила о каких-то экзаменах и о том, как она боялась, что попадется трудный билет. Оказалось, школа туристов проводила занятия с 1 сентября, а 24 апреля областная комиссия принимала у ребят настоящие государственные экзамены. Трое школьников, участвовавших в спасательных работах, являлись младшими инструкторами по туризму.
Потом, когда уже окончились поиски пропавших туристов на Вижае, мне довелось встретиться в Пашии с Сергеем Зелениным, познакомиться с делами организованной им школы туристов.
До позднего вечера мы сидели у него дома, в комнате, стены которой были уставлены шкафами и увешаны полками с книгами. Сергей Петрович, охотно рассказывая о своих путешествиях, показывал карты, справочники, толстые альбомы и горы фотографий. Из трех толстых дневников с красноречивыми фотоиллюстрациями я узнал, что совсем недавно он исходил Кольский полуостров, побывал на Памире, Тянь-Шане и юге Камчатки. Всего один год преподает Сергей Петрович в Пашии, и за это время, кроме регулярных тренировок, школьники-туристы участвовали в двух походах на Басеги, в походе второй категории трудности через Басеги на Усьву – Косьву – Кизел, в инте – реснейшем зимнем походе с Конжака на Денежкин Камень, в поездке по Ленинграду и городам Прибалтики и в других походах и поездках. Этим летом Сергей Петрович поведет группу ребят на Северный Урал, к океану, на остров Вайгач.
В школе туристов занимаются ребята из 7-9 классов. Это действительно школа, а не просто секция. Осенью был создан актив, который занялся набором в школу. На первое занятие пришло даже слишком много ребят. На занятиях, которые проходят раз в неделю, действуют принципы: 1) у кого двойки – долой, 2) нужны справки о здоровье, 3) согласие родителей, 4) хорошее поведение. Так осуществляется отбор. Выдержав выпускные экзамены, 59 ребят получили значки «Турист СССР», 33 человека – «Младший инструктор по туризму», трое – Володя Константинов, Саша Юшков и Валера Жуков – второй спортивный разряд, 19 человек – третий спортивный разряд. Областная квалификационная комиссия разрешила начальнику школы туризма Зеленину регистрировать походы третьей категории трудности. Целой армии ребят привил он трудолюбие, товарищеский дух, любовь к природе, туристские навыки.
Большой помощник Сергею Петровичу – его жена Любовь Александровна, завуч школы туризма, тоже преподаватель физики и кандидат в мастера спорта по туризму.
Мы шли по Вижаю. И все время видели, как заботился Сергей Петрович о своей группе. Его общительность и добрая усмешка помогали нам.
По мере нашего продвижения блокнот Сергея Петровича наполнялся зарисовками: на ходу он составлял подробную схему течения Вижая, его рукавов, поворотов, порогов, островков, прибрежных скал и заторов из валежника. Затем все это будет нанесено на маршрутную карту, которая поможет туристам-плотогонам ориентироваться в весенний паводок.
Те, двое погибших туристов, плыли на байдарке. Байдарку нашли в прибрежных зарослях с раздробленным бортом и расплющенным носом. Будь у свердловчан схема реки, несчастья могло не произойти.
На второй день группа Зеленина ушла к станции – кончился участок ее поисков. Нам стало недоставать его общительности, задора и той организованности, какая была в группе, стали замечать усталость.
Переночевав в избушке у Синего Камня, на следующий день мы снова растянулись по берегу. Когда подходили к лесовозному мосту, увидели на нем знакомые фигуры. Видимо, Сергей Петрович, не вытерпев, сделал с ребятами крюк и вернулся к Вижаю. Наверное, не зря: пашийцы копошились на мосту, спускали вниз веревку. Подойдя ближе, мы увидели: под мостом, между опорами, засела толстая тяжелая шпала – преграда плотам и плывущим бревнам. У нас был багор, мы прибавили шагу.
– Ну, здравствуй, Петрович!