Главная темаЧеловек и закон
Обязательный техосмотр, все-таки, отменят: на чьей улице праздник?
Похоже, будущее технического осмотра транспорта в России окончательно определено. Его обязательное прохождение может быть отменено уже этой осенью или в начале зимы. Новость все воспринимают по-разному. Отмена техосмотра - радость для автомобилистов-любителей и финансовый крах станций технического обслуживания?
После не слишком удачных попыток оптимизировать процесс выдачи диагностических карт и вывести бизнес из «серой» зоны в правительстве страны приняли решение отменить обязательное прохождение техосмотра для частных автомобилей. Соответствующий закон, разработанный партией «Единая Россия», рассмотрен на правительственной комиссии по безопасности дорожного движения и одобрен.
Когда отменят техосмотр?
Теперь парламентариям вместе с кабмином предстоит доработать законопроект, внести его в Государственную Думу и оперативно принять. Это будет один из первых вопросов, который предстоит рассмотреть Госдуме в новом составе после выборов 17-19 сентября. Напомним, для принятия нового законопроекта документ должен успешно пройти три слушания в нижней палате парламента.
Решение отменить техосмотр прокомментировал первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак:
/mark
– Действующие правила проведения техосмотра уже морально устарели, они были приняты в 1994 году. Все процедуры превратились в банальную формальность. И многие это воспринимают как дополнительный налог или даже оброк при оформлении полиса ОСАГО», – отметил секретарь Генсовета «Единой России».
Рассказывая, как правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения пришла к тому, чтобы поддержать инициативу по отмене обязательного техосмотра, возглавляющий ее вице-премьер Марат Хуснуллин отметил взвешенность принятого решения:
– Предложение «Единой России» давно назрело. Мы предварительно неоднократно этот вопрос обсуждали с МВД, думали о подходах, советовались, взвешивали ситуацию. Сегодня на комиссии поддержали эту идею», – сказал заместитель председателя правительства, обратив внимание, что за безопасностью своего мотоцикла или автомобиля, в первую очередь, должен следить собственник.
Нюансы отмены техосмотра
Да, скорее всего, техосмотр для частных автовладельцев все же отменят. Если эта процедура не будет обязательной, проходить ее, естественно, никто не будет. Автовладельцы лишь продолжат поддерживать свои ТС в исправном состоянии – чтобы передвигаться по дорогам с уверенностью, в первую очередь, в собственной безопасности.
Согласно разрабатываемому сейчас документу, проходить ТО и получать диагностическую карту нужно будет лишь при смене владельца ТС и то, если автомобилю больше 4 лет.
То есть, если автовладелец всю жизнь передвигается на одной машине и продавать ее не собирается, то ему можно будет вообще не заезжать на пункты технического осмотра. Если собственник продаст машину возрастом два или три года, на техосмотр ее везти тоже не понадобится. И только когда автомобилю исполнится четыре и более лет, то при продаже и переоформлении на нового владельца придется получать диагностическую карту.
Пока не определено, кому придётся выполнять эту процедуру – продавцу или покупателю. Специалисты склоняются, что, скорее всего, это бремя ляжет на нового владельца: логично сделать такой документ обязательным при постановке транспорта на учет в ГИБДД и перерегистрации на нового владельца.
Здесь нужно особо отметить, что отмена техосмотра не коснется коммерческого транспорта: такси, автобусов, грузовиков и прицепов.
Бизнес СТО ждет катастрофа?
Отмена обязательного техосмотра логично повлечет за собой крах бизнеса операторов ТО. Как сообщает Журнал Авто.Ру, по оценке участников рынка, до 80–85% потока на пунктах техосмотра составляли частные автомобили. Поэтому сделать бизнес прибыльным на обслуживании одного только коммерческого транспорта – то есть автобусов, грузовиков и такси – у них просто не получится.
По информации председателя Союза операторов технического осмотра Максима Бурдюгова, многие довольно внушительно вложились в новые пункты техосмотра, а также в модернизацию существующих – на фоне сообщений о том, что эта процедура будет востребована.
– Нам пообещали, что техосмотр сохранится, люди взяли кредиты, открыли точки по всей стране, потому что недостаток наблюдался по всем регионам. Можно сказать, что все операторы, которые заработали с октября 2020 года по февраль 2021 года, как раз открылись под эту реформу и инвестировали в этот бизнес. Все ждали сначала 1 марта 2021 года, потом 1 октября, когда автомобилисты, наконец, к ним поедут. В итоге люди потеряли сотни миллионов рублей, – рассказал М.Бурдюгов.
Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин уверен, что большинство СТО разорится и закроется, после чего на рынке услуг техосмотра возникнет кризис.
– Получается, что своими действиями государстваство расписалось под невозможностью провести реформу техосмотра и проконтролировать соблюдение правил. Подавляющей части населения техосмотр будет не нужен. При этом большинство пунктов техосмотра закроется. И куда ехать водителям при смене собственника – непонятно. Мы столкнемся с тем, что автобусам, грузовикам, автомобилям такси просто негде будет проходить техосмотр в собственных городах. Владельцам придется ездить в другие регионы или искать обходные пути, – отметил А.Шапарин.
Но есть и те, кто считает отмену обязательного ТО логичным шагом. Некоторые владельцы СТО отмечают, что давно переключились на обслуживание и ремонт автомобилей, так как процедура техосмотра нерентабельна. Техосмотр, по их мнению, уже давно превратился в формальность.
Ставка – на добровольный ТО
Противники нового законопроекта приводят еще один негативный нюанс грядущих изменений. Не прошедшие техосмотр водители могут столкнуться с проблемами при выезде за границу, где наличие теста считается обязательным. Существует несколько международных соглашений, где прописана необходимость проведения техосмотра. Например, Киотский протокол – экологическое соглашение по предотвращению катастрофических изменений климата, согласно которому нужно следить за содержанием выбросов, в том числе из выхлопных труб ТС.
Авторы же разрабатываемого документа указывают, что в рамках действующих в России международных обязательств обязательным считается только техосмотр для автобусов и грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн, а также прицепов к ним.
Андрей Турчак сообщал ранее, что при сборе предложений в народную программу «Единой России» поступало большое количество обращений по поводу упрощения процедуры прохождения техосмотра для автомобилей и мотоциклов.
– Принимая во внимание вышеперечисленные негативные факторы в рассматриваемой сфере, предлагается отменить обязательное прохождение технического осмотра для легковых автомобилей и мотоциклов, принадлежащих физическим лицам, – отмечено в пояснительной записке к новому законопроекту.
Чтобы простимулировать автовладельцев все же проходить технический осмотр своих ТС, в МВД предлагают давать скидку на приобретение полиса ОСАГО и при начислении транспортного налога тем, кто техосмотр прошел добровольно.
К слову, штрафы за отсутствие ТО, которые должны быть введены в действие с 1 марта 2022 года, пока никто не отменял. Правда, применять их можно будет только к коммерческому транспорту. Частный штрафовать будет просто не за что. Напомним, это 2 тысячи рублей, которые можно насчитывать один раз в сутки. Дорожные камеры будут настроены самостоятельно сверять номер проезжающего ТС с базой, куда планируется вносить все прошедшие техосмотр транспортные средства.
Давно пора отменить