Главная темаКультура
Качканар! Как много в этом звуке…
27 мая 2022 года любимому городу исполняется 65 лет
В преддверии юбилея мы решили провести опрос: что для вас значит Качканар? Его любимые уголки, куда можно вернуться по волнам памяти. Что вспоминается с ностальгией, что радует сейчас и что хотелось бы увидеть здесь в будущем?
Михаил Хоруженко, ветеран комбината, постоянный читатель КР:
– Прибыли мы в Качканар как раз на его пятилетие! Как сейчас помню, купаться бегали туда, где ЖБИ, палаточный городок там был, большие пожарные водоемы. Вроде и глина была, но нам нравилось, как говорится, лишь бы вода мокрая! Еще есть ностальгия по танцам в парке – удивительная атмосфера добра и счастья! Девушки в милых платьицах, платочки, нежность, запахи сирени, черемухи. Беззаботно кружились люди в вальсе. Если честно, не хватает этого! Может, попытаться возродить в парке танцы в стиле ретро?
Еще мы обожали кинотеатр «Юность». Помню фильм «Молодо-зелено», в честь открытия неделю бесплатно пускали на сеанс. А так билет стоил на дневной – 10 копеек, на вечерний – 25 копеек. С фруктами на период нашего детства были проблемы. На Новый год в школах давали подарки – горсточка конфет «Дунькина радость», яблочко. Но мы все равно были счастливы! Где сейчас 9 и 10 микрорайоны, стояли леса, качканарцы охотились там. По Свердлова были колеи по колено.
Сейчас все прекрасно! Замечательный наш развивающийся город, который я ни на какой другой в мире не променяю! Отработал на комбинате 49 лет, сейчас занимаюсь своим домиком на Именновском. В Качканаре хорошо, дачи наши рядом. Некоторые вон, из больших городов до садов по часу, а то и по два-три добираются, а у нас всё под боком.
Гульнара Тонконогова, заместитель начальника отдела семейной политики:
– Мне хотелось бы, чтобы население прибывало. И долго жили наши пенсионеры. Все-таки раньше было населении 50 тысяч человек, а теперь 38 тысяч. Радует, что становится больше многодетных семей. Пусть развивается здравоохранение в городе, чтобы людей на высшем уровне лечили, обследовали, спасали. Наша жемчужина – гора Качканар. Чудесный вид из окна, когда видишь ее во всем великолепии! Так что мы обожаем наш город!
Алексей Кирдяшкин, егерь:
– Вспоминаются танцы под открытым небом, дружная атмосфера тех лет. Когда ключи лежали под ковриками, двери не закрывали, жили очень дружно. Для меня это милый сердцу город, где всё, что мне дорого. У нас изумительная природа, нужно беречь ее. Если взять обитателей тайги, то сейчас стало больше ежей, было раньше мало, а теперь их достаточно. В прежние времена охотоведы также запустили здесь программу «Мягкое золото» и завезли норок. А вот птички – клесты сейчас исчезли, раньше их было полно, а теперь нет.
Николай Кочерыжкин, сварщик:
– Я сразу представил ящики с мороженым. Продавалось оно там, где сейчас полиция, белое такое здание, вот, напротив. Привозили ящик, ставили на улице, и мы с братом бежали покупать. Брали по 20 штук. Безумно вкусное мороженое, в бумажных стаканчиках такое. А еще там, где гостиница, на первом этаже, продавали соки на разлив. Я обожал томатный с солью. И пирожные просто таяли во рту, заварные, с настоящим кремом, густым, жирным. Снежный городок тогда строили – мечта! Да, город развивается. Но хотелось бы сохранять что-то из прежних лет. Верните прежний снежный городок на радость взрослым и детям! Тогда были действительно горки и сказочные персонажи.
В целом жизнью в Качканаре доволен. Родные живут в средней полосе. Там заводов нет, с работой проблемы. Тут хоть на комбинате платят много, весь соцпакет. Большие города не люблю – шумно, голова сразу там болит. Но в старости думаю из квартиры в свой дом переехать, чтобы огород был под боком, никаких соседей по лестничной клетке, свежий воздух.
Дмитрий Савватеев, председатель профсоюзной организации фабрики окускования:
– Я здесь живу с 1992 года. Сам приехал из Астрахани к невесте. Город сразу поразил чистотой, удивительным воздухом. Порадовало то, что он небольшой, все в шаговой доступности. В общем, было принято решение переехать сюда. Что удивило – не мог понять, что значит в Качканаре слово «деревяшки». Никогда не видел раньше таких домов! И даже почему-то решил, что в них живут по одной семье. У нас там, где я жил, был просто частный сектор, подобного строительства не велось. Конечно, время на месте не стоит, нужно бы людям более комфортное жилье, надеюсь, когда-нибудь это осуществится!
Я окончил мореходку, думал, буду работать на судах штурманом-механиком. Но Господь решил иначе. На фабрике окускования отработал 28 лет. Качканар – мой город, здесь любимая семья, коллеги, дела и отдых. У нас очень доброжелательные и открытые люди. А с 2003 года открыл для себя Урал по-новому: стали сплавляться по рекам. Все-таки в наших краях самая красивая природа!
Иван Скворцов, рабочий:
– Уже не от одного человека слышу: сделайте же, наконец, туалет, возле ДК! Вот опять праздник массовый близится, гулянье. И что по итогу? Я живу в 11 микрорайоне. Мне туда бежать в туалет, а потом ко Дворцу обратно? Дети в любом случае захотят, опять родители их по кустам поведут, клещей насобирают. А взрослые помчатся за березки и елочки следом. Ну не дело это! Все лето жизнь у ДК кипит: фонтан, батут, развлечения, но некуда людям сходить по нужде. Или открыли бы тогда Дворец для этих целей, пусть даже за символическую плату. Торжество – это хорошо, однако о культуре и комфорте тоже надо подумать. Очень надеюсь, что такая насущная проблема наконец решится!
Регина Варламова, экономист:
– У меня ностальгия по рынкам. Помню «Рижский». И тот, что был там, где «Молодежный». Как неспешно ходили мимо рядами, приценивались, встречали знакомых. Покупала там и сапожки, и книги, и пальто. И всю неделю жила в предвкушении, что в выходной отправлюсь на рынок. Торговые центры типичные. Не помешало бы рынок у нас организовать! Например, сельскохозяйственный. Чтобы молоко коровье и козье продавали, мясо, масло, зелень и овощи летом, хлеб свой, настоящий, рыбу – да много чего. Вот есть же «Тульский пряник». Почему бы не сделать «Качканарский бублик» допустим? Этакий с пылу, с жару, с изюмом, тающий во рту? Нужны какие-
то свои фишки для нашего города.
Варвара, студентка:
– Думаю, что вернусь в Качканар после учебы. Все-таки у нас милый и комфортный для жизни город, здесь семья. Проще с жильем. Родители помогут. А в большом городе будешь работать только на аренду квартиры, да и добираться там долго до работы. Хотелось бы, чтобы пруд наш стал прежним и в нем прибавилось много-много воды. Город чистый, но в лесных массивах и микрорайонах порой видишь мусорные мешки и бутылки. Не понимаю: как можно пить и не убрать за собой? Наверняка у себя в квартире люди объедки во все стороны и на пол не бросают. А Качканар – это тоже дом по сути. Можно бы и относиться к нему трогательнее!
Марина Макарова, маляр:
– Раньше столики были во дворах. В шашки играли. Могли там же чайку попить или перекусить. Белье сушилось у всех на улице. Запах потом от этого белья чудный стоял, особенно зимой, свежесть такая. Никакие кондиционеры не сравнятся! Сейчас развитие идет вперед, а люди другие. Душевности не хватает. Сама люблю на пруд ходить, где дорожки сделали с фонарями, скамейки. Хорошо там все оборудовали, знакомых встречаем, беседуем.
Зинаида Филиппова, пенсионерка:
– В золотой копилке моих воспоминаний о Качканаре много чего хранится! Например, работа в дружном коллективе на радиозаводе. Женщины такие были рядом чудесные! И вообще, было очень здорово! И птицефабрика своя была. А уж если вспомнить фестиваль “Форманта” – это вообще сказка! Выступление таких артистов видели! Один блистательный Боярский чего стоил! Причем толпа его ждала в одной стороне, а он на коне выехал с другой. Настоящие звезды приезжали – не чета безголосью и бездарностям, которые сейчас все заполонили.
Родной мой городочек, поздравляю тебя с 65-летием! Это милый возраст – уже и мудрость есть, и много еще можно успеть сотворить!