Русское слово

Кулинарный антураж в произведениях Пушкина

Прошу не удивляться подобной теме. Тема выбрана не случайно, а просто потому, что нынешний год юбилейный - 225 лет со дня рождения нашего гения Александра Сергеевича Пушкина

Его произведения мы помним с детства, когда впервые услышали удивительные сказки. В школе нас знакомили с другими его произведениями, а роман «Евгений Онегин» знают все, многие даже наизусть.

Пушкин – один из немногих писателей-классиков, отразивший в романах не только свою эпоху, но и ее бытовую составляющую – кулинарную: что ели, что пили, чем угощали по праздникам разные сословия. Познакомился сам и познакомил читателей с национальной кухней Закавказья, Калмыкии, Башкирии, а также и с той, что относится к иностранной кухне, в частности, французской.

Я – поклонница его творчества, прочитала немало книг современников поэта с воспоминаниями о нем, но как-то не обращала внимания на кулинарный вопрос. Оказывается, это весьма интересно. Известный российский писатель, журналист, драматург Вильям Васильевич Похлебкин (заметьте, это его настоящая фамилия, а не псевдоним) нашел себя в кулинарии, посвятил много лет сбору самых разных рецептов, выпустил много книг на эту тему, в том числе посвященных вопросу питания и пития в произведениях классиков, от баснописца Ивана Крылова до Антона Чехова. Каждому писателю уделено внимание автора, а Пушкину – особенно.

Вильям Похлебкин отмечает, что поэт умел короткими фразами охарактеризовать коварство, зависть светских кругов, например:

«Вот крупной солью светской злости
Стал оживляться разговор».

В романе «Евгений Онегин» прекрасно показана разница обедов в Петербурге и доме Лариных, но подчеркнуто то, что и там, и там подавали блюда по чинам, обращая внимание на знатность гостя.

Как великий художник Александр Пушкин и к своему творчеству относится весьма иронически:

 «И в поэтическом бокале воды я много подмешал».

Исследуя его произведения, Вильям Похлебкин уверен, что наш поэт прекрасно знаком с учебниками по кулинарии, а его пытливый ум и наблюдательность способствовали достоверному описанию меню как русской, так и зарубежной кухни. В частности, его восхищала «баранина с луком по-армянски», а вот к чаю «по-калмыцки» привыкнуть не смог, но пробовать довелось в степях Оренбуржья.

Показательно, что среди «гастрономических сентенций», выписанных Пушкиным для себя, на одном из первых мест стоит известная французская пословица: «Точность – вежливость поваров», которую у нас везде и всегда цитируют совсем иначе: «Точность – вежливость королей». Не будем спорить, но вежливость – залог успеха, и с этим не поспоришь.

Читая гениальные романы хоть в стихах, хоть в прозе, можно узнать и о популярных в то время ресторанах, трактирах, узнать, что там подавали, какими блюдами могли удивить, кто содержал эти заведения. Поэт правдиво и подробно описывает эту бытовую сторону жизни, ставшую уже историей.

Как говорится, мы есть то, что мы едим, а можно еще добавить: когда едим и сколько едим.

Если вернуться к «Онегину», то там есть фраза о том, что по утрам Евгений бежал к реке, чтобы искупаться, после возвращался и садился завтракать, то есть начинал день с зарядки. Сам поэт много ходил пешком, скакал верхом на лошади и носил утяжеленную палку во время прогулок – для тренировки мышц рук.

В жизни все связано, а потому нужна «пища для ума» так же, как и для тела. Совет один: читайте больше, работайте с книгой, не пренебрегайте возвращаться к уже прочитанному ранее, знакомьтесь с другими авторами, и вам откроются новые грани таланта русских писателей-классиков!

Надежда Трушкова

Тэги

Статьи близкие по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Текст невозможно скопировать!
Закрыть