Главная темаПерспектива

“Белкомур” открывает для Качканара большие перспективы

Отходы промышленного производства могут стать источником дохода

В России активно обсуждаются проекты по развитию транспортной инфраструктуры. В этих проектах заинтересован бизнес, наука и государственная власть. Развитие транспортных путей повышает экономическую эффективность страны, поскольку транспортировка грузов – важнейшая часть торговой и производственной отрасли. Качканар в этих проектах может сыграть не последнюю роль, поскольку в отвалах ЕВРАЗ Качканарского ГОКа имеются огромные запасы строительного материала, необходимого для возведения железнодорожных путей и автомобильных дорог.

Белкомур

Одним из обсуждаемых проектов по развитию дорожной инфраструктуры является «Белкомур». Это железнодорожная магистраль, которая соединит Сибирь и Урал кратчайшим путем с Белым, Баренцевым и Балтийским морями, что не просто ускорит транспортировку грузов, а полностью изменит логистику нескольких регионов. Сейчас продукция из Азии перевозится в Европу в основном морским транспортом. Такая доставка занимает около 90% экспорта Китая. «Белкомур» соединит регионы кратчайшим путем через Екатеринбург – Пермь – Сыктывкар – Архангельск с выходом к незамерзающим морским портам. Это позволит развитым странам Скандинавии завозить больше и дешевле товары и сырье из России, Китая, Казахстана, Японии.

Одним из авторов научной статьи о проекте «Белкомур» является главный специалист по информационно-выставочной деятельности ЕВРАЗ КГОК, депутат Качканарской городской думы Владимир Георгиев. По его словам, строительство железнодорожных путей может решить ряд проблем, в том числе и для Качканара. Город получит решение транспортных проблем и новые рабочие места, ЕВРАЗ – возможность комплексного использования добываемой горной массы и реализации своей продукции, улучшится и экология района.

– Одна из проблем Качканара – это его «тупиковость», – поясняет Владимир Георгиев. – Если на нашей существующей железной дороге что-то произойдет, мы не сможем получить порожняк, отправить груженый состав и так далее. Это приведет к тому, что остановится не только наш комбинат, но и Нижнетагильский металлургический комбинат. Таких рисков допускать нельзя.

Идея состоит в том, чтобы сделать круговой заезд в Качканар. Он будет связан со станцией Выя, и порожняки смогут заходить с одного направления, а груженые агломератом и окатышами составы выходить в другое, ныне существующее. При этом у нас всегда будет резерв транспортной логистики. Это очень удобный вариант. Кроме этого, выход на север поможет нашему предприятию – ЕВРАЗ
КГОКу – участвовать в целом ряде проектов, связанных с нефтяниками, газовиками, строителями дорог.

У нас уникальные щебень и высева

Владимир Георгиев напоминает, что комбинат сегодня продает продукцию, полученную из железной руды. Отходы горного и обогатительного производства складываются на территории комбината. Сейчас эти отходы практически никак не используются, они продолжают скапливаться, образуя отвалы горных пород и крупнейшее на Урале шламохранилище. Также у нас на комбинате есть избыток щебня. Все имеющиеся ресурсы можно реализовывать с пользой.

– Бутовый камень, щебень, высева, песок могут стать продукцией для участия в программе «Урал промышленный – Урал полярный» или в федеральной программе «Белкомур». Я по роду своей деятельности много раз бывал на Северном Урале и знаю, что там есть горы, но в большей части там мягкие породы. И даже на верхнюю часть автомобильных дорог строители щебень везут из Качканара, потому что у нас уникальные щебень и высева по составу и прочности.

Одной железной дороги нам мало

Владимир Георгиев достаточно много общался с деятелями горной науки. В процессе этого общения была развита идея от выгоды для Качканара и ЕВРАЗа до выгоды для региона и государства. В итоге это все вылилось в совместную научную статью, опубликованную на двух языках в журнале «Горная промышленность» №5 о варианте завершения проекта «Белкомур», который поддерживается на федеральном уровне. Статья вышла под руководством доктора технических наук, профессора М.Л.Хазина и действительного члена Академии горного дела П.И.Трофимова. Приведены расчеты, которые показали, что для осуществления проекта необходимо построить 700 километров железной дороги в северо-западном направлении. Для строительства этой дороги выгоднее всего использовать отходы производства ЕВРАЗ КГОК.

– Поскольку наш комбинат выходит уже в этом году на мощность добычи и переработки в 60 миллионов тонн руды, это будет примерно 12 миллионов тонн готовой продукции. Наша однопутная железная дорога с таким объемом продукции будет справляться с большим трудом. А если в Качканаре начнут еще развиваться заводы ЖБИ, «Металлист» и другие предприятия, то пропускной способности имеющейся дороги явно не хватит. Поэтому вариант здесь следующий: закольцевать движение на Качканар, и по новой ветке выйти на Север. То есть, имея две дороги, мы увеличим интенсивность движения грузовых составов по имеющейся дороге на Нижний Тагил и дополнительно сможем свою продукцию отправлять на север-запад, в том числе и на строительство большой магистрали.

В журнале “Горная промышленность” №5 в 2020 году на русском и английском языках вышла научная статья “Вариант завершения “Белкомура”. В чем суть этой работы, чем интересен проект “Белкомур” для Качканара и какие перспективы он открывает для нашего комбината, мы разбирались с помощью соавтора научной статьи, главного специалиста по информационно-выставочной деятельности ЕВРАЗ КГОК, депутата Думы КГО Владимира Георгиева

Выиграет не только Качканар

Участвовать в строительстве сможет не только Качканарский ГОК. НТМК будет иметь возможность продавать дополнительный объем рельсов, стальных балок, которые также необходимы будут для возведения дороги на север и укрепления морского порта. Получается выгода не только для Качканара, но и для Нижнего Тагила, а также для ЕВРАЗа, области и страны в целом.

– Существуют еще проекты, связанные с газовыми и нефтяными фирмами. Эти фирмы крайне заинтересованы в том, чтобы наш скальный материал для них был доступен, поскольку там, где газовые месторождения, допустим, в Уренгое, в основном болота и пески. Фактически там нет скальных пород. Если мы выходим на Север, у нас открывается возможность для реализации нашей горной массы в больших объемах. Для Качканара это обернется новыми рабочими местами, новыми предприятиями по подготовке строительных материалов. Потом от железнодорожной магистрали пойдут новые транспортные развязки и выходы на другие регионы.

Всё начинается с мечты

В этом проекте столько плюсов, что всё пока похоже на мечту. Но Качканар в свое время тоже начинался с мечты.

Владимир Георгиев уверен, что идея строительства железной дороги на северо-запад заинтересует многих. Проект «Белкомур» поддерживается государством, включен в программу развития транспорта Архангельской области, республики Коми и Пермского края.

– Все это очень перспективно, и над этим стоит работать! – уверяет патриот города и комбината. – Мы все надеемся, что идея реализуется, но надеяться мало – надо предпринимать усилия для вхождения в этот проект – для развития Качканара, ради нашего будущего.

Тэги

Статьи близкие по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Текст невозможно скопировать!
Закрыть