Главная темаПерспектива
Будущее вершится сегодня, и мы – его участники
В Качканаре при поддержке ЕВРАЗа проходят профессиональные пробы по горно-металлургическим специальностям и экскурсии на производство для школьников из 14 уральских городов
Всего с 5 по 16 февраля в лабораториях Центра профессиональных компетенций и в гостях у горняков ЕВРАЗ КГОК побывают 400 учащихся 6-11 классов из школ Серова, Волчанска, Краснотурьинска, Верхотурья и других муниципалитетов Северного управленческого округа
Мероприятия проводятся в рамках федерального образовательного проекта «Билет в будущее» – «Будущее в ЕВРАЗе». Цель – помочь учащимся среднего и старшего звена выстроить карьерную траекторию – определиться с профессией, получить образование по специальности, востребованной в ЕВРАЗ КГОК, и устроиться на работу в ЕВРАЗ КГОК.
Корреспондент «Качканарского рабочего» прошёл весь путь знакомства с профессиями вместе со школьниками из Верхотурья в первый день проб, 5 февраля.
Чтобы почувствовать себя на месте работников ЕВРАЗ КГОК, подростки облачаются в новые нарядные спецовки. И это уже не праздная подростковая компания, а мини-коллектив, которому предстоит познакомиться с рабочими специальностями. Школьники с любопытством осматривают друг друга и охотно фотографируются в ярких интерьерах на фоне мотивирующих надписей.
Всего с 5 по 16 февраля в лабораториях Центра профессиональных компетенций и в гостях у горняков ЕВРАЗ КГОК побывают 400 учащихся 6-11 классов из школ Серова, Волчанска, Краснотурьинска, Верхотурья и других муниципалитетов Северного управленческого округа
Путешествие в завтра
Юных гостей приветствует директор Качканарского горно-промышленного колледжа Анатолий Белан:
– Добро пожаловать в наш Центр профессиональных компетенций! Он создан в рамках Соглашения между Правительством Свердловской области, ЕВРАЗом и администрацией Качканарского городского округа. Здесь провели капитальный ремонт, наполнили кабинеты современным обучающим оборудованием и новой мебелью. Сегодня мы познакомим вас с тремя рабочими профессиями, которые можно получить в Качканарском горно-промышленном колледже: сварщик, слесарь по ремонту и обслуживанию автомобильного транспорта, обогащение полезных ископаемых. Мастер-классы проведут опытные педагоги-наставники, некоторые прошли долгий трудовой путь на ЕВРАЗ КГОКе и совмещают основную работу с преподаванием в колледже. Это позволяет полноценно передавать опыт и знания, которые они имеют, а также упростить адаптацию обучающейся молодежи на производстве. Надеюсь, у вас останутся только положительные впечатления и эмоции.
Разделившись на команды, школьники следуют на мастер-классы – кто-то знакомится со сварочным производством, другие отправляются знакомиться с мастерской ремонта и обслуживания автомобилей, остальные на время становятся участниками процесса обогащения руды.
Преподаватели, которые провели мастер-классы по сложным дисциплинам
Ремонт и обслуживание легковых автомобилей:
- Иван Ильин, преподаватель спецдисциплин (водитель автомобиля автоколонны пассажирского транспорта АТЦ ЕВРАЗ КГОК);
- Егор Серов, студент 4 курса КГПК (специальность «Обогащение полезных ископаемых»);
- Николай Матвеев, старший мастер КГПК.
Сварочные мастерские:
- Константин Савельев, методист по дополнительному образованию, преподаватель спецдисциплины по сварке КГПК.
Обогащение полезных ископаемых:
- Евгений Астраханцев, преподаватель спецдисциплин (дозировщик цеха шихтоподготовки фабрики окускования ЕВРАЗ КГОК)
Поднеси магнит – и порода оживёт
Занятие начинается с небольшой вводной лекции и презентации. На ноутбуках и настенном экране ребятам показывают стадии процесса обогащения руды, оборудование и устройство цехов фабрики. Школьники послушно внимают неведомую ранее техническую информацию, постепенно их глаза зажигаются – становится всё интереснее.
Все дети любят возиться с песком, раскладывать камушки. Только теперь эти “наглядные пособия” помогут продемонстрировать процесс извлечения железа из породы. В аудитории – миниатюрная версия конусной дробилки, похожая на крупную электрическую мясорубку. С помощью совков камни насыпают в приемник дробилки, и на глазах “изумленной публики” твердая порода измельчается до состояния песка.
А потом происходит новый интересный процесс. Свежеизготовленный песок раскладывается ровным слоем на поверхности, а ребятам предлагают поводить над ней магнитом. Мелкие черные частички железа примагничиваются, магнит становится похож на ежа, ощетинившегося металлической пылью. Школьникам предстоит измерить вес извлеченной ценной породы: отнять из общего веса песка вес железных частиц, готово ее процентное соотношение. А ценность руды как раз в количестве извлеченных частиц, притянувшихся к магниту.
Рассказывает преподаватель спецдисциплин, дозировщик цеха шихтоподготовки фабрики окускования ЕВРАЗ КГОК Евгений Астраханцев:
– В настоящем производстве оборудование выглядит намного масштабнее. Диаметр дробилки достигает 2,5 метра, а внутрь остановленной шаровой мельницы может зайти взрослый человек и передвигаться в ней, не наклоняясь. К слову, пустая порода тоже идет в дело – отправляется на производство щебня, это ценный материал для строительства дорог.
– ЕВРАЗ реализует масштабные профориентационные проекты для школьников, студентов учреждений среднего и высшего образования. В школах Нижнего Тагила и Качканара созданы инженерные классы. «Билет в будущее» – ценная возможность рассказать и показать ребятам из других городов, насколько интересны горное дело и современная металлургия. Сегодня мы принимаем учащихся в гости, а завтра будем рады пригласить их как специалистов в наш коллектив.
Сергей Селькин, директор по персоналу и социальным вопросам дивизиона «Урал»
Молния в руках
Впечатленные школьники перемещаются в другую аудиторию. Здесь, в сварочных мастерских, происходит уже другое волшебство. Здесь студенты – будущие работники комбината – демонстрируют мастерство. Старшекурсник, обучающийся в колледже на специальности «Сварочное производство» по просьбе преподавателя берет электрододержатель – это один полюс, провод заземления – другой.
При подключении провода заземления к металлу возникает электрическая цепь, когда электрод касается металла, цепь замыкается, и создаётся электрическая дуга.
Этот процесс нельзя наблюдать без специальной защитной маски. Поэтому школьники следят за действом через защитную шторку. Сияние настолько сильное, что подробности видно даже за шторой. По сути, в руках сварщика управляемая молния – мощнейший электрический разряд. Итогом его работы должен стать ювелирно сваренный ровный шов по ширине и высоте.
Современные технологии и диапазоны высокой температуры позволяют готовить любые конструкции из листового металла. А еще в мастерской есть робот, способный выполнять сварочные работы в недоступных или опасных для человека местах. Здесь много интересного, а технологии, приближающиеся к космическим, доступны для учащихся колледжа. Это не просто интересная работа, специалисты по укрощению металла высоко ценятся на рынке труда, их заработная плата конкурирует с инженерными специальностями.
Школьникам тоже дали возможность практически поупражняться – подержать в руках оборудование, покрутить регуляторы, а также определить дефекты на швах с помощью специальных линеек.
КамАЗу по силам любой рельеф
Следующая секция исполнила мечты многих мальчишек и девчонок – сесть за руль автомобиля. Это раньше дети учились водить машину, сидя на папиных коленях. Сегодня автомобиль – это мощное и дорогое средство передвижения. Управлять транспортным средством без обучения опасно, и не каждый рискнет доверить это подростку.
Кабина КамАза с симулятором привела в восторг экскурсантов. Даже очередь выстроилась, чтобы в течение пяти минут поводить автомобиль-гигант.
Подробнее с тренажером нас познакомил мастер производственного обучения КГПК (водитель автомобиля автоколонны пассажирского транспорта АТЦ ЕВРАЗ КГОК) Иван Ильин:
– Это динамический тренажер КамАЗ на шестистепенной пневматической платформе. Он полностью имитирует движение настоящего грузового автомобиля и предназначен для первоначального обучения водителей категории С и Е, то есть управление грузовыми автомобилями и грузовыми автомобилями с прицепами.
На тренажере также могут повышать квалификацию профессиональные водители. Если у человека меняется место вождения – с равнины на горную местность, мы можем поставить специальную программу с вождением в горах, и специалист улучшает навыки с помощью этой кабины. В ней происходит полное погружение в процесс вождения, такой же, как на настоящем автомобиле. Тренажер установлен недавно, мы только испытываем его, а в дальнейшем студенты, обучающиеся на автомехаников и водителей грузовых автомобилей, будут его использовать для занятий.
Сегодня во время экскурсии все подростки чувствовали себя за рулем вполне уверенно, адекватно реагировали на мои инструкции. Это потому, что современные дети приучены к симуляторам и компьютерным играм. Они понимают, что кабина и система управления настоящие, спецэффекты идентичны дорожным условиям, но это все равно симулятор, и он безопасен.
В программе вождения предусмотрена локация, где 70 км различных дорог – поселковые, городской режим, современные новостройки, старые районы с узкими улочками, есть горная местность и почти все рельефы. Регулируется трафик автомобилей и пешеходов, можно создать автомобильную пробку в час пик, а можно и совершенно пустую улицу. Такая же свобода по освещенности, времени дня, погодным условиям, можно имитировать даже град и гололед. Еще есть специальные задания – въехать на рамку самолета под погрузку, заезд седельного тягача под прицеп и так далее.
Здесь же, в секции «Ремонта и обслуживания легковых автомобилей», на эстакаде размещен настоящий легковой седан. Подростки садились за руль автомобиля, нажимали педали, рассматривали его устройство и узлы управления, наблюдали за показателями датчиков автомашины, которые подключены к компьютеру.
В финале – взрыв, но безопасный для всех
Преисполненные впечатлениями, школьники пообедали и направились на экскурсию. То, что они видели на экранах во время мастер-классов, и то, что им рассказывали преподаватели Центра профкомпетенций, им предстояло увидеть вживую во время посещения ЕВРАЗ Качканарского ГОКа.
Насыщенный день они провели в Качканаре! Прошли три мастер-класса, ребята побывали в карьерах, познакомились с горной техникой, а завершилось всё это интереснейшей экскурсией по комбинату в исполнении руководителя информационно-выставочного центра (музея) ЕВРАЗ КГОК Владимира Георгиева. Громадный Главный карьер, где мощная техника похожа на игрушечные машинки, остывающий агломерат на охладителе фабрики окускования, словно лавовая река, настоящие самоцветы под стеклянными витринами музея, и напоследок – взрыв – на большом экране в музее, впечатляющий, громкий и вместе с тем безопасный.
Да, этим подросткам будет что рассказать товарищам! А пока гости из Верхотурья делятся впечатлениями с «Качканарским рабочим».
И это не кино!
Меня же, взрослого человека, журналиста, знакомого с производством ЕВРАЗ КГОК, во время экскурсий и мастер-классов не покидало ощущение просмотра фантастических фильмов. Вот крупинки железа липнут к магниту – их движение напоминает вселение «Венома»(16+) в своего хозяина. Вот гигантская желтая техника того и гляди заговорит человеческим голосом, как в «Трансформерах» (12+). Вот сварщики вертят в руках «молнии» и наверняка могут изготовить костюм «Железного человека»(16+). Остывающий агломерат на фабрике окускования двигается под финальную мелодию из «Терминатора-2»(16+). Так и хочется присмотреться: не спрятались ли в пышущем жаром металлургическом сырье хитроумные киборги?
Еще фантастичнее то, что технологии, увиденные нами когда-то на киноэкранах, стали реальностью и сегодня работают на нас. Будущее, которое мы все когда-то ждали, вершится сегодня, и мы – его участники благодаря ЕВРАЗу.
впечатления
Понравились и экскурсии, и мастер-классы!
Алиса Надельнюк, педагог:
– На мастер-классах детей в восторг привела возможность “поездить” на большой машине и порулить легковым автомобилем. Крупных заводов или промышленных предприятий в Верхотурье нет, поэтому очень важно осуществлять такие выезды в другие города, чтобы старшеклассники представляли, где можно получить рабочие профессии. Мне тоже, как и школьникам, было интересно узнать о компании ЕВРАЗ. Хотя Качканар расположен относительно недалеко от Верхотурья, раньше я только слышала о горно-обогатительном комбинате, а теперь еще и увидела всё своими глазами.Наталья Одегова, учитель технологии:
– Мы приехали с учениками школы №46 поселка Привокзального и школы поселка Пролетарского. Кроме мастер-классов, конечно, нас интересовали также условия поступления в Качканарский горно-промышленный колледж, сроки обучения, жильё для приезжих студентов и возможность последующего трудоустройства на ЕВРАЗ КГОК. Несмотря на то, что мы провели только день в Качканаре, у нас уже сложились хорошие впечатления, а мальчишки заинтересовались учебой в Качканаре и получением рабочей специальности.Я преподаю технологию на базе “Точки роста”, мы занимаемся конструированием, моделированием, используя специальные программы. Также работаем с тонколистным металлом и совсем немного с деревом. Поэтому детям здесь, в Качканарском горно-промышленном колледже, многое показалось в новинку. Мне как преподавателю понравилось обилие различных приборов и моделей – современных, технологичных, полезных для обучающего процесса.
Арина Воложанина и Ярослава Петрова:
– Больше всего мне понравилось внутри кабины
КамАЗа, она очень похожа на реальную, такая мощная техника, но было совсем не страшно.Рая Расулова:
– Я раньше не водила машины, но представляла, как это делается, и сегодня у меня всё получилось. Я в полном восторге! Интересно было посмотреть и на процесс сварки металла. Я даже немного помогала – повышала напряжение тока через регулятор.Вячеслав Литовкин:
– Мне особенно понравилась секция, связанная с вождением и ремонтом автомобилей. Я вожу скутер, и мне наверняка пригодятся знания, которые я здесь почерпнул.Данил Ефимов:
– Мне понравилось смотреть, как производится сварка, и узнать много нового про автомобили, например, я узнал, как разбортовывать колеса. По окончании школы хочу стать машинистом электровоза, хочу водить «Ласточку».Арсений Бесарабов:
– Я никогда раньше не видел 240-тонные БелАЗы, сегодня познакомился с их работой на комбинате. Это круто, они такие большие!Григорий Петухов:
– Мне понравилась вся экскурсия и мастер-классы, но больше всего – вождение КамАЗа. Раньше я пробовал рулить только легковой машиной родителей, а в кабине грузовика ни разу не был. Честно говоря, управлять таким самосвалом совсем не просто. Думаю, найду игру-симулятор вождения и буду пробовать.