Мечта о том, что я когда-то окажусь на Дальнем Востоке, казалась недосягаемой. Это же где мы и где он! Сколько же туда добираться? Моя любовь к «морским гадам» сподвигла меня фантазировать, что когда-нибудь я обязательно попаду во Владивосток и наемся вдоволь свежих дальневосточных крабов, морских гребешков и креветок, выловленных в Японском море. Посмотрю на легендарный Золотой мост и погуляю по морскому вокзалу, любуясь кораблями. Нет, это слишком нереально – и я вновь задвинула мечту в долгий ящик.
В моем случае нарисованная некогда картинка начала проявляться, воплощаясь в жизнь, когда муж сказал, что хочет автомобиль непосредственно из Японии, а забирать его нужно во Владивостоке. Ну, надо так надо!
Он начал шутить, что увезет меня на край света, покажет и привезет обратно, как принц на белом коне.
Зачем иностранцы летят во Владивосток?
И вот мы уже в самолете, нас ожидает семь часов полета. Заняли свои места, осматриваемся вокруг: набился полный салон иностранцев из солнечного Узбекистана. На минуту показалось, что мы перепутали рейс и сейчас полетим не во Владивосток. Сомнения развеялись, когда командир воздушного судна уточнил верный путь. Всю дорогу терзал один вопрос: зачем они летят в такую даль?
По прилету вызвали такси и поехали отдыхать в заранее заказанный отель. Решили немного дольше остаться в городе-порту, дабы оглядеть местные красоты.
Наша поездка выдалась на конец января, погода не особо радовала, столбик термометра показывал -20, а по ощущению и все -30, поэтому мы активно пользовались услугами такси, разъезжая то в один конец города, то в другой. Все водители были иностранцами, сначала это напрягало, поскольку очень хотелось узнать побольше о городе, но потом пришло смирение и понимание, что они – неотъемлемая часть горожан, проживших во Владивостоке по три года и более. На удачу нам попался русский водитель такси.
Ну и, конечно же, первый вопрос:
– Что тут делают иностранцы в таких количествах?
Поступил незамедлительный ответ:
– Зарабатывают. Работают в такси, магазинах. Их тут очень много. Иногда кажется, что я в другом государстве.
И продолжил:
– Владивосток мне нравится. Я тут служил, женился и остался. Живу уже более 20 лет, дети уже большие. А самая популярная работа для приезжих мужчин – это такси, здесь неплохо кормят (смеется).
Город праворульных машин
Отличительная особенность города – большое количество транспортных колец, виадуков. Владивосток построен на сопках, поэтому очень часто приходится ползти в затяжную гору, причем в прямом смысле этого слова. Склоны достигают до 45 градусов. Движение хаотичное, динамичное и агрессивное. Проехав один раз на новеньком авто, мы решили, что лучше не рисковать и продолжать пользоваться услугами такси.
Владивосток – город японских автомобилей, здесь очень редко можно встретить левый руль. В такси большинство автомобилей – гибриды. Да и вообще тут бешеной популярностью пользуются бензиново-гибридные двигатели. Один раз видели отечественный автопром – это скорее исключение. Дворы очень узкие, а город перенасыщен автомобилями, поэтому найти свободную парковку – большая удача.
Безжизненная романтика
Во Владивостоке мы были два полных дня, успели посетить Приморский океанариум на острове Русском, полюбоваться вантовым мостом, который проходит через бухту Золотой Рог и является одним из главных достопримечательностей города, и съездить на тот самый «край света», который мне обещал показать муж.
Токаревский маяк расположен на мысе Токаревского и считается одним из символов города. Башне 108 лет, и маяк до сих пор указывает путь судам в проливе Босфор Восточный.
Подходя к маяку, чувствуешь особенную атмосферу: ледяные глыбы нагромождены друг на друга вдоль берега. Снег скрипит под ногами, в сумерках сложно разобрать неосвещенную тропинку к маяку, влажный и холодный ветер пронзает насквозь. И сквозь этот безжизненный пейзаж лишь маяк подает признаки жизни, освещая вокруг себя маленький клочок земли.
Жители города рассказывают, что в этом году пришли аномальные морозы, все заливы замерзли, чего ранее не наблюдалась. Многие суда не могут пришвартоваться к берегу и стоят в рейдах, ожидая своего часа.
Тайна на дне океана
После городской суматохи и хаотичного движения транспорта очень хочется расслабиться и порелаксировать. Приморский оканариум оказался как раз таким местом, где можно набраться сил, получить визуальное наслаждение от воды и понаблюдать за жизнью их обитателей.
Очень рекомендую всем, кто окажется во Владивостоке познать таинственный подводный мир, тропический лес, посмотреть фильмы об эволюции на Земле и многое другое. На территории океанариума площадью в пять футбольных полей находится 135 самых разных аквариумов – от маленьких до огромных. Пятьсот видов редких рыб, моллюсков и млекопитающих. Все аквариумы подсвечиваются неоновым светом, что добавляет таинственности, а разнообразие особей оставляет незабываемое впечатление и умиротворение души.
Прикоснуться к Китаю
Забрали автомобиль – и своим ходом обратно на Родину. Уже побывали проездом в Хабаровске, переночевали в центре Еврейской автономной области – Биробиджане, а в пути еще восемь дней и семь тысяч километров дорог.
Вперед к приключениям! Эх, была не была, но это надо увидеть! Сворачиваем на Благовещенск – город на границе с Китаем, плюс еще двести километров – и нам не по пути. Подъезжаем к реке Амур. Холод неимоверный, наверное, минус тридцать, руки без варежек коченеют за минуту. Несмотря на это, перед нами открывается потрясающий ландшафт в виде китайского города Хэйхэ, который расположен на правом берегу Амура, напротив российского Благовещенска, с которым связан регулярным речным сообщением и автомобильным мостом. Вот так рукой подать – и ты уже в Китае! Мы застали вечернее время и имели возможность наблюдать зрелище в виде подсвеченных многоэтажек, мигающей телебашни, различных лазерных прожекторов. А поскольку в этот период у китайцев был Новый год, то город щедро радовал своих жителей фейерверками, ну и нас заодно.
В шкуре дальнобойщика
Самый длинный и опасный участок оказался от Благовещенска до Читы. Нет ни связи, ни заправок, очень редко попадаются кафе. Мы в глухой тайге, зимой, без запаски, и нам ехать около полутора тысяч километров.
Поскольку путь до Читы нелегкий, принимаем решение остановиться у попавшегося по дороге кафе, поужинать и заночевать возле него. Условия экстремальные и опасные. Вокруг очень много дальнобойщиков: народ быдловатый, нагловатый и поддатый. Муж спал отлично, я же поспала пару часов, в голову лезли посторонние мысли – не было чувства безопасности.
Утром снова в путь. Доехали до Сковородино пополнить запасы продовольствия. Нас пугали, что это «центр» аномальных морозов. Завязался разговор с продавцами:
– У вас город маленький? Как вы тут живете?
– Да, очень маленький. У нас население чуть более семи тысяч. Многие уезжают, но возвращаются обратно. Все дороги ведут в Сковородино!
– Как у вас погода?
– Ой, сегодня очень тепло, всего минус тридцать пять, а вот пару дней назад было минус шестьдесят восемь.
Набрали продуктов и воду. Кстати, цены тут кусаются, а пятилитровая бутылка воды обошлась нам аж в двести тридцать рублей.
Как же нам повезло с погодой, и самая низкая температура на нашем пути была минус тридцать пять градусов. Страшно представить, что было бы, если бы…
К счастью, автомобиль нас не подвел, да и с собой всегда была вода, чайник от прикуривателя и что-то перекусить, ну и на всякий случай – тайком налитый на заправке бензин в пятилитровку. К вечеру третьего дня благополучно доехали до Читы, там и заночевали.
Республика улыбок
Четвертый день пути был один из самых долгожданных, ведь мы ехали в столицу Бурятии – Улан-Удэ, а там и до Байкала недалеко. Ранний подъем в семь утра был легким и многообещающим.
После двенадцатичасового пути мы заселились в отель в центре. Теплый, радушный прием администраторов согрел наши души в морозный вечер, оставив приятное впечатление от города. Дизайн отеля был выполнен в национальном стиле, отображающем дух и культуру народа: преобладающие бордовые цвета с золотистыми вензелями, кисточками и прочей национальной атрибутикой. Форма персонала тоже была в соответствующем стиле. Номер располагался на девятом этаже с панорамным видом на ночной город. Мы были настолько впечатлены городом, что, несмотря на усталость, пошли осмотреться.
Народ очень добрый, приветливый и, кажется, даже немного наивный, куда ни посмотришь – все улыбаются, радуются, и это несмотря на то, что на улице минус тридцать. Этакая солнечная Бурятия. Республика напомнила мне Тайланд – его тоже называют страной улыбок, да и разрез глаз – тому подтверждение.
Вилка, ложка и бокал…
День пятый. Едем в сторону самого глубокого озера вдоль его побережья по байкальском серпантину. Муж резко сворачивает в сторону на совсем неприметную маленькую дорожку и привозит нас к самому побережью Байкала.
Спрашиваю:
– Как ты узнал, что нужно тут свернуть?
А он с гордостью отвечает:
– Я же готовился, смотрел блогеров на Ютубе и узнал это место, вот и свернул.
Удивительная все-таки у него способность запоминания ландшафтов, я в двух соснах могу заблудиться, меня одну нельзя далеко отпускать.
Зимой здесь своя атмосфера: ледяная, холодная, безжизненная. Присмотрелись вдаль озера, а там вмерзший автомобиль, засыпанный снегом. Страшно представить, что произошло. На Байкале зимой проходят экстремальные покатушки по тонкому льду, и не всегда эти развлечения заканчиваются удачно. Очень часто лед лопается, и автомобили уходят под воду, в лучшем случае без пострадавших.
Пока мы наслаждались природой, вокруг меня столпилась целая стая собак. Все нагло просили есть, заглядывая в глаза. Кстати, на протяжении всего пути таких собак очень много, и все они делают вид, что голодные, хотя хозяйские. Вот такие местные попрошайки.
Заехали в Култук на рыбный рынок, чтобы приобрести редчайшего байкальского омуля холодного копчения, также набрали местных травяных чаев, жир нерпы для профилактики простудных заболеваний, ну и, конечно, магнитики.
Аромат копченого омуля на морозе перенес меня в домик в деревне с печным отоплением, с растопленной баней, и даже вспомнились посиделки у потрескивающего костра на берегу реки с гитарой. Запах непередаваемый, а рыба нежная, чистая и очень вкусная, кстати, и сам байкальский воздух пропитан дымом.
Вспомнилась песня:
Взял с собою на Байкал:
Вилку, ложку и бокал.
Я приехал на Байкал.
Там русалку отыскал.
Русалку не отыскали, в шаманов не верим, а вот впечатления получили неповторимые.
Ну и, конечно же, побывать на Байкале и не попробовать бурятские буузы (позы) – значит вообще не вкусить и не прочувствовать дух Бурятии. А еще запить все это Ногоон сай (традиционный бурятский чай с молоком, жиром и солью).
В этот раз заночевали в Усолье-Сибирском.
Дорога домой
День шестой. Осталось чуть меньше четырех тысяч километров, и мы дома. Дороги разные: изматывающие волны с крутыми поворотами, ямами, местами с идеальным покрытием, когда можно разогнаться по максимуму.
Впереди: Иркутск, Красноярск, Кузбасс, Новосибирск, Омск, Тюмень, Ишим, Екатеринбург, Нижний Тагил и наш родной Качканар.
Так много городов, такой разный уровень сервиса! Цены на продукты примерно одинаковые, но вот за одну и ту же цену вас вряд ли поселят в равнозначный по комфортабельности отель. Например, в Усолье-Сибирском нас поселили в номер уровня СССР стоимостью в 2500 рублей, другие отели в этом городе были еще дороже, а вот в Новосибирске дешевле на 200 рублей нас поселили в апартлюкс, где было все – от стиральной до посудомоечной машины.
На трассах очень много крупногабаритного транспорта, особенно от Тюмени. Многочисленные длинномеры шли друг за другом десятками, легковые автомобили стали редкостью. Беспредел на дорогах со стороны водителей грузовых авто за гранью разумного – вылетали на встречную полосу, не успевая перестраиваться в свою полосу, приходилось «оттормаживаться», съезжая на обочину, дабы избежать ДТП.
В общей сложности наше путешествие продлилось двенадцать дней, из них девять дней в пути и восемь тысяч километров пройденных дорог. Такой экстремальный отпуск не всем по вкусу, но мы по-другому не умеем. Куча впечатлений, около двадцати городов в копилку. Проверка на выносливость пройдена! То ли еще будет!