Перспектива
Самостоятельный исследователь глубин
В ЕВРАЗ Качканарском горно-обогатительном комбинате отличное приобретение. В цехе хвостового хозяйства появился беспилотный гидрографический комплекс, способный самостоятельно измерять глубину водоемов. На приобретение было потрачено 4 млн рублей. Теперь рутинную работу по измерению глубин водоёмов ЦХХ будет выполнять плавающий робот
Особенности беспилотника
Гидрографический комплекс представляет собой дистанционно-управляемый малоразмерный катер, оснащенный однолучевым эхолотом, GNSS приёмником для определения координат, программным обеспечением формирования маршрута, комплектом ручного управления (для подруливания). Основное назначение оборудования – проведение промеров глубин с привязкой к необходимым системам координат, создание карт рельефа дна, повышение безопасности для непосредственных исполнителей данного вида работ.
До сих пор в основе процесса гидрографических работ на водоемах хвостового хозяйства использовались маломерное судно (лодка) и эхолот для измерения глубины. Сроки проведения промерных работ напрямую зависели от погодных условий. Характерная уральская ветреная погода, скорость ветра с порывами достигает 10-15 метров в секунду, возрастает ветровое волнение на воде, вследствие чего возникает риск опрокидывания плавательного средства.
Особенность эксплуатации объектов хвостового хозяйства состоит в том, что не везде имеется возможность проводить промерные работы на плавсредстве, потому что есть участки мелководья с глубиной 0,2 – 0,5 метра. Лодку засасывает в пульпу (смесь воды и песка), и она садится на мель. Чтобы выбраться с мелководья, надо приложить немалые физические усилия и потратить на это значительное время.
Мероприятия по эвакуации плавательного средства с мелководья связаны с риском для жизни и здоровья людей. При этом проводить работы по измерению глубин водоёмов на мелководье пешим передвижением с помощью геодезического оборудования не представляется возможным, так как дно в чашах отсеков не твёрдое, а состоит из иловых и пульповых отложений.
Сотрудники уже освоились
Беспилотный гидрографический комплекс «EFT-Boat» еще раз подтверждает, что комбинат идет по пути цифровой трансформации. Отлично и то, что он может использоваться в тандеме с ранее закупленным и используемым оборудованием. Сегодня на площадке хвостового хозяйства КГОКа используется беспилотный летательный аппарат, который осуществляет замеры роста ограждающих дамб с определением координат и границ уреза воды, которые впоследствии переносятся с помощью программного обеспечения беспилотного летательного аппарата в программное обеспечение беспилотного гидрографического комплекса. И уже по новым координатам и границам ограждающих дамб и уреза воды производятся качественные, оперативные и безопасные для жизни обслуживающего персонала замеры. Программное обеспечение используемой базы ГНСС – «EFT RS1» и программное обеспечение беспилотного летательного аппарата полностью адаптивно, совместимо и применимо.
– Беспилотник позволяет безопасно и более комфортно измерять глубины водоемов, – сообщает инженер-гидротехник ЦХХ Максим Карасев. – Он может работать в разных условиях. Его применяют даже для измерения глубины в судоходных каналах. У нас на производстве условия по-
жестче, но оборудование легко справляется. Измерять глубину аппарат способен вплоть до 300 метров. В Качканаре нет таких глубин, которые не смог бы измерить этот аппарат. Это достаточно точный прибор, его погрешность сведена к десяти сантиметрам.
Судно было протестировано в условиях водоемов шламохранилища. Оно показало себя работоспособным, с поставленными задачами полностью справляется. Для этого сотрудникам хвостового хозяйства пришлось пройти инструктаж, чтобы научиться управлять новой техникой. Никаких трудностей персонал не испытал, информацию усвоил быстро.
– Аппарат довольно просто управляется в автоматическом и ручном режиме, – уточняет Максим Карасев. – Первый тест у нас прошел на промежуточном отсеке, измеряли там глубины. Это нам необходимо для контроля уровня воды в водоемах. Следим, как изменяется уровень воды, рельеф дна. От этого зависят дальнейшие намывы в хвостохранилище. Также мы контролируем безопасность водоема, чтобы на дне не образовывались нежелательные впадины, которые могут закончиться разрушением плотин, затоплением территорий.
Управлять судном можно двумя способами. Автоматический – это вариант с заранее заданной программой: на компьютере прокладываем маршрут судна, затем оно самостоятельно следует этому маршруту и делает замеры в заданных точках. Ручной режим – это управление с пульта, недалеко от аппарата, то есть можно управлять прямо с берега водоема.
Эффективность
– В автоматическом режиме судно постоянно работает в связке с компьютером. Навигация осуществляется через спутник. Данные о проделанной работе судна моментально попадают в базу цеха, их обрабатывают и анализируют. Видно по карте весь водоем в целом, поэтому легче ориентироваться. А когда сам на лодке плывешь, постоянно нужно думать, не отклонился ли ты от маршрута. Работа упростилась и в то же время стала более точной, быстрой и безопасной – это показатель повышения эффективности.
На территории хвостохранилища имеется три отсека с водой: Промежуточный, Рогалевский и Выйский. Также в технологии применяются две приемочные емкости водопотока: аварийная и резервная. Именно в этих отсеках и технологических емкостях будет работать новый аппарат. Замеры глубины в водоемах проводятся на протяжении весны, лета и осени, пока вода не замерзла.