КомбинатПрофессионалы
Выставка в музее комбината – наша качканарская «Третьяковка»
Торжественно перерезали ленточку ветераны комбината, и посетителям открылся мир искусства: картины, вышивки, изделия из лозы и бересты, глиняная посуда и сувениры, сделанные руками качканарских горняков.
Владимир Георгиев, главный специалист по информационно-выставочной деятельности ЕВРАЗ КГОК:
– Открыть выставку мы пригласили легендарного ветерана комбината – Ивана Михайловича Соболева. Он перегонял экскаватор на возведение дороги Свердловск – Серов, запускал в работу Качканарскую ТЭЦ, внедрял инновации на Северном карьере. Он первый в Качканаре, кто привнес “воздушную романтику” – делал дельтапланы, учил молодежь на них летать, строил горнолыжную трассу.
На выставку также пришла наша почетная гостья – Римма Николаевна Богданова. Она приехала в Качканар по комсомольской путевке, на прокладку трассы железной дороги от станции Чекмень до Качканара. Участвовала в строительстве обогатительной фабрики, работала сварщиком на ремонте экскаваторов.
Большинство авторов работ, представленных на выставке, – ветераны и сотрудники Качканарского ГОКа. Например, Нина Алексеевна Злуникина представила работы из бисера, Людмила Викторовна Ананьева занимается лаковой живописью на дереве и вышивкой. Татьяна Геннадьевна Белая изготавливает необычные куклы, составляет из них сюжетные композиции. Вера Геннадьевна Шадрина делает картины из шерсти и сегодня представила 12 работ в оригинальной технике. Сергей Аркадьевич Андраманов плетет корзины из лозы, Сергей Николаевич Тарасовский изготавливает необычные изделия из бересты.
Каждый, кто видит выставку, ощущает тепло человеческих рук, частичку души, которую вложили в работы наши мастера. Все работы интересные, они запоминаются, и посетитель покидает выставку в приподнятом настроении.
Глядя на экспонаты, вновь убеждаешься в истине: талантливый человек талантлив во многом. Эти люди, отдавшие десятки лет комбинату, находясь на заслуженном отдыхе, не впали в уныние, а нашли новые смыслы и могут служить примером активной зрелости.
Вера Шадрина:
- Шерсть спасла меня от отчаяния
Знакомимся с одной из мастериц, чьи работы представлены на выставке
– Вера Геннадьевна, как вы увлеклись необычным видом творчества, в чем оно заключается?
– Я занимаюсь шерстяной акварелью. Это послойная выкладка шерсти на холст. Она не приклеивается, не простегивается, волокна разных цветов и оттенков собираются в композицию, прижимаются стеклом и оформляется в рамку.
Семь лет назад сын с невесткой подарили мне на 8 Марта набор для творчества – шерсть разных цветов и инструкцию. Раньше я увлекалась вышивкой крестиком, на создание картины уходило около месяца. А первую картину с помощью шерстяной акварели я выложила за два дня. Она получилась такая объемная, интересная, что я была в полном восторге.
Начала искать информацию в интернете, смотреть мастер-классы, закупать специальную шерсть. Кстати, для акварели наиболее подходят итальянские материалы. Их приходится заказывать, потому что в Качканаре такой шерсти нет. Та, что продается, подходит для валяния тапочек, игрушек, войлока. А шерсть для акварели очень тонкая, я работаю с волокнами в 19 микрон. Потом я начала изучать творчество художников по шерсти.
– Кем вы работали до выхода на заслуженный отдых?
– Я пенсионерка Качканарского ГОКа, мне 61 год. Закончила училище №87 в Качканаре, выучилась на токаря, 40 лет посвятила работе на комбинате.
– Токарем быть непросто – это работа с металлом, тяжелыми деталями. Как руки перестроились на “тонкую” работу с шерстью?
– Это связано с определенными жизненными испытаниями. У меня тяжело заболела мама, свободное время я посвящала уходу за ней. Мне нужна была отдушина, и я просто ныряла в творчество, переключалась, отдыхала, можно сказать, шерсть спасала меня от отчаяния.
– Шерсть – необычный природный материал, не все его любят по разным причинам. Почему вам она пришлась по душе?
– Шерстяная акварель – это очень красиво, она приятна тактильно, дает необычное, словно прозрачное послойное изображение. То, что получается в итоге, всегда неожиданно. Когда заканчиваю картину, даже не верю, что это сделала я, порой не могу остановиться: здесь надо положить прядку, там еще шерстинку.
– Где берете сюжеты для картин?
– Нахожу иллюстрации в интернете. Заказчики приносят изображения своих питомцев, пейзажи, натюрморты, и я работаю с этими рисунками. Можно сказать, занимаюсь “наивным искусством”. Работать на заказ мне интересно, это дает профессиональный рост.
– Картины какого размера легче “рисовать” шерстью – более компактные или большие?
– Мелкие изображения требуют больше кропотливой работы, поэтому для шерсти все же нужна площадь. На картину в среднем выделяю неделю. Поработаю один день – откладываю. На второй день вижу недочеты, исправляю, добавляю что-то. Если процесс не идет, через силу не работаю.
– Как хранятся готовые картины? Они страдают от солнца, влаги или пыли?
– Работы закрываются стеклом, натуральным или прозрачным пластиком, можно сбрызгивать специальным акриловым лаком. Это красиво, но не очень надежно, однажды моя незакрытая работа пострадала от кошки.
– Как дети относятся к вашему творчеству?
– Это мои советчики и первые поклонники. Невестка Анастасия – тоже художник, иногда подсказывает, как расположить те или иные цвета. А сын Николай все одобряет: «Мам, здорово, молодец!»
– Есть какая-то творческая мечта, которую вы хотите реализовать?
– Я уже работаю над их исполнением. Побывала в Москве и Казани, посетила выставки, музеи. В Третьяковке побывала этой зимой, мечтала всю жизнь об этом.
– Вы можете служить образцом активного долголетия. Чем еще увлекаетесь, помимо творчества?
– Когда я вышла на пенсию, то сразу купила себе лыжи. Я не любила их со школьных времен и никогда после не каталась. А тут захотела и встала на лыжи. Никто меня не торопит, напарников не ищу. Обулась – и пошла.
На летний период купила велосипед. Уже год, как занимаюсь йогой. Года три хожу в клуб по интересам «Афродита» в Центре социальной помощи. Там мы занимаемся творчеством, общаемся, у нас в гостях бывает психолог, да и просто чай пьем под разговоры.
Стараюсь выходить в люди, у меня много подруг. Стоит остаться на несколько дней без дела, как накатывают грусть, тоска, переживания. Хорошо, что дети поддерживают – Турцию с ними ездила, в Соль-Илецк – не дают мне скучать.