Экономика
Авторынок замер: надолго ли?
Российский автомобильный рынок переживает сейчас не лучшие времена. За считанные дни внешние и внутренние условия превратили доступные массовые модели в дорогостоящие и дефицитные. В стране, можно сказать, остались только отечественные и китайские марки машин. Как повели себя потребители?
Авто Mail.ru узнал у своих читателей, как в нынешних реалиях поменялись их планы купить машину. В опросе приняло участие более 18 тысяч человек.
Выяснилось, что не поддались ажиотажу вложить деньги в новый автомобиль почти 36% респондентов. Они не стали ничего покупать просто потому, что не собирались. Чуть меньше читателей издания — 34% — отказались от приобретения автомобиля, поскольку не смогли купить новый.
Более 15% автомобилистов из числа опрошенных отказались от планов по покупке авто из-за невозможности приобрести машину с пробегом. Без малого 8% проголосовавших рассказали, что, несмотря ни на что, будут покупать автомобиль на вторичном рынке. А свыше 5% все же намерены приобрести новую машину и как можно быстрее.
Что касается общей атмосферы среди автомобилистов, то почти 72% опрошенных сохранили хладнокровие и не бросились скупать все необходимое к предстоящим техосмотрам, а также ремонтам. Немногим более 10% все же приобрели расходники на ближайшее будущее — фильтры, колодки и т.п. Примерно столько же ограничились тем, что заехали на АЗС и заправили полный бак горючего.
Будут ли дорожать машины еще – доподлинно неизвестно. Уже сейчас цены на большинство моделей выше чуть ли не в два раза, чем в прошлом году. Кто-то может рассмотреть покупку автомобиля как инвестицию, но скорее всего – автопарк в России просто продолжит “взрослеть”.
В начале марта Росстат опубликовал свежий индекс потребительских цен: и российские модели дорожают быстрее иномарок: за неделю с 26 февраля по 4 марта иномарки прибавили в цене в среднем 15,2%, российские модели — 17,1%.
Для сравнения: телевизоры прибавили в цене 15%; смартфоны — 9,6%; кроссовки — 2,1%; шампуни — 1,3%; джинсы, футболки, спортивные костюмы детские, носки мужские, колготки женские, сигареты — 0,2−0,6%. Цены на бензин, по данным Росстата, не изменились.
Привычные для российского авторынка Kia, Hyundai, Skoda, Toyota за неделю прибавили в цене от 300 до 600 тысяч рублей. Всевозможные Лады – 63-300 тысяч.
Более умеренным выглядит рост цен на китайские машины. Самый популярный в России «китаец» — кроссовер Haval Jolion — вырос в цене на 120 тысяч рублей, его можно купить по цене от 1 379 000 до 1 989 000.
Из-за столь резкого роста цен в правительстве решили пересмотреть и границы “налога на роскошь”. Сейчас повышенный транспортный налог платят владельцы машин стоимостью выше 3 млн рублей. Так как сейчас многие модели совсем не “роскошного” сегмента переступили эту границу, премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил, что уже с этого года планку поднимут до 10 млн рублей.
К слову, кто платит автокредит в пределах суммы 700 тысяч рублей, имеет право взять “кредитные каникулы” до полугода, если его доходы снизились на 30%.
Это еще одна мера поддержки со стороны правительства в новых условиях. Депутаты Госдумы приняли соответствующий пакет документов, но точные правила новых “кредитных каникул” еще неизвестен. Кредит должен быть взят до 1 марта 2022 года, также будут установлены предельные суммы таких займов. Граждане (а также субъекты предпринимательства) смогут обратиться в свой банк с требованием дать отсрочку платежей по кредиту или уменьшить их сумму.