Мнение
Конституцию и законы должны выполнять все
Свою позицию о ситуации, сложившейся с поселенцами на горе Качканар, озвучил депутат городской думы Владимир Георгиев:
– Моя позиция довольно проста. В стране есть Конституция, законодательство, нормативные акты. И если мы живем в правовом государстве, это относится ко всем, все должны соблюдать Конституцию и законы.
Если мы с вами организуем какую-нибудь общину, займем место где-нибудь в черте города, начнем строить дом, то как бы мы ни назывались, под каким бы флагом ни шли и как бы благостно ни выглядели, нас просто выселят оттуда, постройку нашу снесут как незаконную, еще и к ответственности привлекут. И тут возникает вопрос: почему к одним людям власть относится так, а к другим иначе? Почему все религиозные общины законы соблюдают, а те, кто на нашей горе назвались буддистами, оказываются в особом положении? Получается, что можно не выполнять решение суда и то, что предписывается судебными приставами.
Я хорошо знаком с людьми, которые в этой общине находятся, у нас с ними добрые отношения, но это не значит, что кому-то из них или мне можно нарушать закон. Меня удивляет эта неоднозначная ситуация: с одной стороны, власти передают предприятию в разработку территорию, говорят, чтобы оно приступало к работе, соблюдало правила, Лесной кодекс и много других законов, а с другой стороны, не ставят жестких условий поселенцам, чтобы комбинат мог полноценно заняться проектом. Я горный инженер и знаю, что значит начать разработку месторождения. Это довольно большие затраты и огромный труд.
И тут возникает вопрос: как же так? Территорию в аренду отдали, а оказалось, что на этой территории есть поселенцы, и об этом нигде, ни в одном документе не указано. А потом еще и говорят: «Вы – предприятие, вы там предпримите что-нибудь». Довольно странная позиция. Это примерно так же, как если бы человек продал квартиру, а тещу там оставил.
ЕВРАЗ не хочет ссориться с властью, он создает некие условия для поселенцев, входит в переговорные процессы, выделяет довольно значительные деньги, строит дорогу. Я понимаю предприятие, у которого выбывают производственные мощности по Гусевогорскому месторождению, нужно восполнять объемы. Предприятие вышло недавно на 59 миллионов тонн руды, планы – на 60 миллионов. А как их сделать, если не разрабатывать новое месторождение?
И тут получается, что предприятию нужно тратить дополнительные средства, потому что оно не хочет ни с кем ссориться. У каждого есть свои обязанности. У предприятия обязанность – вести добычу, соблюдать экологические требования, законы, правила безопасности и так далее. Но и у власти тоже есть обязательства.
На сегодняшний день есть очень хорошие соглашения. Я в курсе этих дел, неоднократно группы водил к этим поселенцам. Соглашение предусматривает, что великолепные скалы остаются, постройки, которые там есть, пусть они даже незаконно сделаны, остаются, ступы тоже сохраняются. Единственное требование: не должно быть помех при разработке месторождения. Надо эту общину перенести и проживание организовать на Косье. Туристов водить на гору организованно (они, как правило, идут в пятницу, субботу, воскресенье). В соглашении предусмотрено, что именно в пятницу, субботу и в воскресенье можно там находиться: и буддистам, и крестьянам, и мусульманам – кому угодно. Можно приходить организованными группами нормальным путем.
Туристическая деятельность – это серьезный бизнес. Им надо заниматься так, чтобы это было безопасно во всех смыслах. И этим должны заниматься специализированные фирмы. У нас этим занимается фирма в Нижней Туре, она организует эти поездки и походы, мы с ней в хорошем контакте, и все дела надо делать как положено, а не стихийно.
Уже были случаи, когда самодеятельные туристы пошли на гору и заблудились. Потом их сотрудники МЧС разыскивали. Такие походы надо исключать. Все это надо хорошо организовывать. В данном случае туризм – отдельно, природа – отдельно, религиозная организация – тоже отдельно. У нас по Конституции религиозные организации самостоятельны, отделены от государства. И они обладают такими же правами, как любые общественные организации, они должны быть зарегистрированы, соблюдать закон, и тогда к ним будет уважительное отношение.
У дипломатов есть очень простой и хороший принцип: договоренности должны соблюдаться. Если они не соблюдаются, тогда какой смысл вести переговоры? В данном случае есть хорошая договоренность, ее просто надо соблюдать. И город будет иметь красивую гору, благополучие, потому что комбинат будет работать. Поселенцам идут навстречу. Но и им самим тоже надо пойти навстречу предприятию и выполнить договоренности, соблюдая закон.
Я высказал это мнение представителям региональной власти, когда они приезжали в Качканар, но их ответ меня не устроил. Я ждал от них простой ответ, а они начали мне объяснять, как это всё сложно. Должна быть позиция, и эту позицию нужно отстаивать. Мы всегда ждем, что, если к нам приезжает представитель власти, он всегда приезжает с позицией, он четко отвечает на вопросы. Вопрос был поставлен конкретный: каковы действия власти в данной ситуации? Но, к сожалению, я ответа не получил. Я думаю, областная власть просто взяла паузу для размышления. Очень надеюсь, что вопрос будет решен нормальным путем, а не переложен полностью на плечи комбината.