Человек и закон
Призрак новых правил техосмотра, или Почему перенесли срок автореформы
Очередной кошмар автолюбителей, равно как и владельцев СТО - обязательный технический осмотр (ТО) по новым правилам - был перенесен поручением премьер-министра страны на 1 октября этого года. Напомним, ранее предполагалось, что прохождение техосмотра для автомобилей станет производиться по новой процедуре уже с 1 марта. Почему же внедрение реформы перенесли, и что нас ждёт 1 октября?
Страна пока не готова
Основное новшество внедряемых правил прохождения техосмотра транспорта – диагностические карты должны стать электронными, стадии проведения ТО должны сопровождаться реальными фотографиями обследуемой машины. Снимки въезжающего на станцию техосмотра и выезжающего с нее ТС (с меткой геолокации) будут размещать в единой автоматизированной информационной системе (ЕАИС ТО). При техосмотре автобусов также должен присутствовать сотрудник Госавтоинспекции. Визировать документы уполномочены ответственные эксперты СТО личной электронной подписью.
Изменения в закон о техосмотре и новые правила прохождения ТО вступили в силу с 1 марта, но срок действия уже выданных диагностических карт продлили до 1 октября.
– Как и в любом деле, на начальном этапе неизбежны разного рода накладки, например, неравномерное распределение нагрузки, очереди. В условиях, когда ситуация с коронавирусом хотя и улучшается, но пока далека от идеальной, это влечет определенные риски. Мы не должны этого допустить. Поэтому необходимо отложить срок введения нового порядка техосмотра и сделать все, чтобы с 1 октября система заработала без сбоев. Никаких неудобств для граждан быть не должно, – заявил 25 февраля на заседании правительства Российской Федерации его председатель Михаил Мишустин, подчеркнув, что для миллионов автолюбителей в нашей стране “всё должно быть сделано по-человечески”.
Смухлевать с ТО не получится
По сути, власти учли тот факт, что в стране попросту не готова техническая база для исполнения новых требований. То есть все прелести вводимых сложностей прохождения техосмотра первыми должны испытать те немногие, кто в 2021 году проходит эту процедуру впервые. Диагностические карты, которые уже есть у владельцев ОСАГО и срок которых истекает в период с 1 февраля до 30 сентября, автоматически продлеваются на полгода.
Не секрет, что до сих пор страховку на машину можно было получить, взяв диагностическую карту с “обещанием” пройти ТО. Мало кто действительно проходил тех-
осмотр, просто подписывая документ при удобном случае – часто даже в офисе станции ТО, не заезжая в гараж. Минэкономики оценили объем таких автовладельцев в 85% от общего числа. Проблему “миллионов непригодных для эксплуатации ТС на дорогах России” и должна решить пугающая многих реформа.
При действии новых правил смухлевать с ТО уже не получится. Каждая машина (легковая старше 4 лет, грузовик и автобус – старше года) 100% должна будет побывать в гараже и пройти обследование в реальности. На станциях техобслуживания появятся огромные очереди. Это тем более вероятно, что количество СТО осенью резко сократится – так прогнозируют эксперты. И если СТО не хватает сейчас (по последним подсчетам, только в Москве существующие станции могут обслужить лишь около 50% столичного автопарка), с введением реформы этот бизнес станет откровенно убыточным.
Времени на осмотр одного автобуса уходит в среднем 72 минуты. В Свердловской области эта процедура стоит 896 рублей (автобус до 5 тонн) и 1079 (автобус свыше 5 тонн), время осмотра легкового автомобиля несколько меньше, но и оплата – только 498 рублей. Предельные тарифы для каждого региона устанавливаются госрегулятором, и самостоятельно повышать их нельзя.
– Тарифы не пересматривались с 2011 года. У моего предприятия стоимость основных средств – 5 миллионов рублей. Они приносят в месяц от 6 до 12 тысяч руб-
лей прибыли без вычета налогов. То есть рентабельность 2%. Никто не станет вкладывать деньги в такой бизнес. Если не поднимут тарифы, мы свой пункт тоже закроем. Перепрофилируем его на мойку: дешевле и меньше проблем, – рассказал “Российской газете” директор одной из зауральских компаний Александр Новоторженцев.
Аккредитация страховщиков
В Качканаре, судя по базе РСА (Российского союза автостраховщиков), три аккредитованных пункта ТО: на Привокзальной, 4; в 4 микрорайоне, д. 63 и ТО КГОКа на территории промышленной зоны, на земельном участке цеха по ремонту энергооборудования.
Требования к оснащению пунктов установлены приказом Министерства транспорта. И сейчас действует жесткий вариант этих требований. С 1 сентября их планируется смягчить. Для проверки на соответствие дан один год. То есть до 1 марта 2022 года все аккредитованные операторы со всеми пунктами ТО должны быть проверены РСА. Всего в российском реестре сейчас 5144 операторов ТО и 5674 пунктов техосмотра.
РСА начал проводить для аккредитованных операторов из всех регионов страны семинары, где специалисты могут получить ответы на свои вопросы. А на сайте РСА действует раздел, в котором представлены необходимые для аккредитации документы, методики и рекомендации, к тому же действует горячая линия. Поможет ли это в обеспечении технической основы для успешного действия реформы, вероятно, увидим уже этой осенью.
О штрафах
Пока что за отсутствие ТО не штрафуют. За наличием диагностической карты у автовладельца, по сути, следят страховщики – только с ней они имеют право выписать полис ОСАГО. И что касается возможности отвязки диагностической карты от полиса ОСАГО, о которой давно говорится, то Сергей Ефремов пояснил, что до 1 марта 2022 года это невозможно.
Но с 1 марта следующего года вступят в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, согласно которым за непройденный техосмотр автовладельцев будут штрафовать на 2 тысячи рублей. Предполагается, контролировать наличие диагностической карты будут автоматические камеры (сверяя госномер машины с реестром ЕАИС ТО), а штрафы оформлять – сотрудники ГАИ. Штрафовать можно будет раз в сутки. Безусловно, это станет прекрасным стимулом для того, чтобы все автовладельцы проходили техосмотр.
Стоит помнить, что и сейчас у сотрудников ДПС есть право проверять техническое состояние прямо на дороге. Понятно, что многие вещи нельзя проверить без специального диагностического оборудования (например, эффективность тормозной системы). Но, к примеру, увидев горящий значок АБС, сотрудник ГИБДД имеет право отправить машину на штрафстоянку. Мало того, согласно нормам КоАП, он обязан задержать машину с неисправной тормозной системой, а АБС – часть этой системы.
За другие нарушения технического состояния машины предусмотрены штрафы (максимум 500 рублей), которые сотрудник Госавтоинспекции может выписать на месте, а за нерегламентированный цвет передних фар (допускается только желтый и белый) – лишение прав до года. Эксперименты с установкой госномеров на не предназначенные для этого автопроизводителем места могут привести к штрафу в 5 тысяч рублей или лишению водительских прав на 3 месяца.