Город и власть
Плата за отопление: вопросов много – ответов нет
В актовом зале администрации Качканара прошла рабочая встреча по вопросам, связанным с оплатой отопления
Мероприятие было организовано Городской думой, в центре внимания оказались энергетики: директор Качканарской теплоснабжающей компании (КТК) Евгений Палицын и директор «Горэнерго» Денис Давыдов. На собрание мог прийти любой желающий, в итоге набралось около сотни участников. Основной темой обсуждения стал рост цен на отопление.
Цифр много – ясности мало
Со вступлением на собрании затягивать не стали и сразу же передали слово руководителю КТК для разъяснения ситуации с ростом платежей за отопление в январе.
– Есть несколько понятий, которые многие путают, – это цена, стоимость и тариф, – начинает разъяснение Евгений Палицын. – Продажа тепловой энергии, электрической энергии, холодной воды и водоотведения – это регулируемые виды бизнеса. Цена одного кубометра или одной гигакалории на протяжении всего периода регулирования не изменяется. В соответствии с законом, тариф меняется раз в год – 1 июля. Соответственно, если мы говорим про тепловую энергию, тариф на нее был утвержден на территории Качканара постановлением территориальной энергетической комиссией и с 1 июля прошлого года до 30 июня текущего года он единый, он стоит 1908,43. По словам директора КТК, тариф не меняется, меняется только конечная стоимость в квитанции. Он привел статистику, из которой следует, что в Качканаре 430 многоквартирных жилых домов, из них 210 – двухэтажные деревянные дома, остальные – панельные. 150 домов имеют общедомовые приборы учета тепловой энергии.
– Для жителей этих 150 домов объем тепловой энергии определяется по прибору учета. В соответствии с правилами оказания коммунальных услуг, этот объем распределяется пропорционально площади. В оставшихся домах объем начислений не зависит от температуры окружающей среды, от того, сентябрь за окном или январь, – он рассчитывается по нормативу. Норматив утвержден, он помножен на квадратный метр.
Возвращаюсь к вопросу о росте цифр в квитанциях. Выросла конечная стоимость, вырос и объем начислений. Он связан с тем, что на улице средняя температура за январь была минус 20 градусов. Есть абсолютно достоверные статистические данные, зафиксированные гидрометеослужбами, на ТЭЦ, и эти цифры совпадают. В декабре средняя температура была минус 12 градусов. Если сравнивать с октябрем, там была средняя температура плюс 3 градуса. Поэтому сумма начислений в 150 домах, а это порядка 12 000 квартир, пропорционально распределена потреблению в доме. Сколько дом потребил теплоэнергии – столько ее распределено на его жителей.
Трубы старые, откуда объемы новые?
Информация о повышенном потреблении тепла в холодный период людей не устроила. Они сразу же начали задавать вопросу Евгению Палицыну. Одна из женщин пенсионного возраста поинтересовалась: что будет, если средняя температура в городе вырастет до минус сорока градусов?
Директор КТК уверил, что в таком случае стоимость за отопление вырастет еще больше, чем в январе. В зале сразу же начались возмущения: у пенсионеров тогда пенсии не хватит на оплату таких счетов. Шум прервал председатель городской Думы Юрий Бячков. Он сообщил, что получить ответы на все вопросы в этом заседании будет невозможно, поэтому Дума готова принимать все жалобы от людей, после чего эти вопросы пойдут в обработку.
Слово взял депутат городской думы Владимир Георгиев:
– Надеюсь, как энергетик вы знаете, в чем разница между ТЭЦ и ТЭС. – обращается он к руководителю КТК. – Вопрос в том, что если ГРЭС или любая другая теплоэлектростанция сливает воду, которая возвращается от теплоносителя, то в нашем случае мы вам возвращаем воду в полном объеме. Вы нам продаете, а обратно у нас не покупаете. Ваша компания находится между ТЭЦ и «Горэнерго». А какое-то оборудование у вас есть, помимо того, что использует ТЭЦ? У вас какие-то насосы есть или что?
Ответа не последовало, после чего депутат продолжил:
– Как можно было умудриться по нашим старым трубам, по которым объемы шли ежегодно десятками лет, которые годами не менялись, они только хуже становились, в которых давление поднять невозможно, в два раза увеличить объемы? Что за чудо произошло, что вдруг появилась ваша компания на трубе и объемы выросли, а следом и платежи? Мне друзья присылали свои платежи из Тюмени, из Краснотурьинска, из Москвы и везде платежи меньше, чем в Качканаре. Как вы так умеете?
Евгений Палицын снова начал описывать тариф, но Владимир Георгиев его остановил, поскольку ему не нужна была информация про тариф, а нужна была информация про объемы, которые почему-то увеличились.
– То есть, вы хотите сказать, чтобы протопить одно и тоже помещение при плюсовой температуре и отрицательной, нужно одинаковое количество теплоэнергии? – недоумевает представитель КТК.
– Вы находитесь на цифрах! Как вы эти цифры смогли увеличить при отсутствии увеличения диаметра трубы?
– Хорошо… Каким образом, по-вашему, считается объем тепловой энергии? Это объем теплоносителя и разница температур.
– Совершенно верно! Только как вы этот объем смогли увеличить?
– Чтобы увеличить температуру с источника, мы увеличили количество тепловой энергии, чтобы прогреть дома. А как иначе?
В разговор вмешался руководитель «Горэнерго» Денис Давыдов. Он подтвердил, что трубы в городе остались такими же, какими были и в прошлые годы. По его словам, была увеличена температура теплоносителя, которая жестко завязана с температурой наружного воздуха. Чем ниже температура на улице, тем выше температура теплоносителя. Получается, объем теплоносителя остался тот же, но его температура стала выше. Именно повышением температуры теплоносителя руководитель «Горэнерго» объясняет увеличение объемов тепла. Владимира Георгиева этот ответ не устроил.
Мнение потребителя не в счёт?
Далее из зала прозвучал вопрос: отслеживают ли энергетики объемы тепла, дошедшие до каждой квартиры?
Люди услышали, что тепловая энергия доходит до общедомового прибора учета, но в результате тепло есть не в каждой квартире, при этом повышенная оплата за большие объемы тепла раскидывается на всех жильцов. Денис Давыдов ответил, что в процессе теплоснабжения в Качканаре есть четыре ответственные стороны: ТЭЦ, «Горэнерго», Управляющая компания и конечный потребитель – житель. По его словам, вина в недостаточном тепле в квартирах часто лежит на самих собственниках жилья, поскольку они самовольно переделывают отопительные трубы.
Люди в зале отнеслись с удивлением к описанной цепочке. Денис Давыдов упомянул ТЭЦ, «Горэнерго», Управляющую компанию, потребителей, но почему-то не упомянул КТК. Люди задали резонный вопрос: где в этой цепочке КТК?
Денис Давыдов объяснил, что это ресурсоснабжающая организация, которая платит за услуги источнику. Людей в зале это объяснение не устроило. Они возмутились тем, что их никто об изменениях в процессе теплоснабжения не спрашивает, а просто ставят перед свершившимся фактом. На это представитель «Горэнерго» сказал, что жильцу нужно устраивать коллективные собрания с другими жителями своего дома и решать таким образом проблемы, связанные с ЖКХ.
КТК – лишнее звено?
К разговору присоединился бывший заместитель главы по вопросам ЖКХ Владимир Зюзь. Он напомнил, что в качканарских трубах он «бултыхался» с 1986 года, поэтому опыт по устройству отопительной системы у него большой. Он согласен с мнением многих людей, что в цепочке по поставке тепловой энергии должно быть только две стороны – ТЭЦ и «Горэнерго», КТК, по его мнению, – лишнее звено.
– У меня есть предложение, – сообщил он. – Мне пришла квитанция в формате А4. Я умею считать, но я замучился считать представленные цифры. В этой квитанции номера счетчиков – не мои, цифры – не мои. Написано очень много, но меня интересует теплоноситель, холодная вода и гигакалории – и всё. Зачем мне лишняя информация? Ведь это я еще понимаю эти цифры, а многие их не понимают, они просто устанут считать. Я предлагаю пересмотреть квитанцию. Лишняя информация в ней никому не нужна.
2000 рублей за холодную кладовку
Кроме этого Владимир Зюзь попросил дать внятную информацию в СМИ: куда нужно сообщать данные о показаниях приборов учета? У людей проблемы с отчетностью по приборам учета.
Юрий Бячков заверил, что над этим вопросом уже работают. Также Владимира Ивановича возмутил факт, что за отопление кладовки, которая много лет у него находится в подвале дома, ему начислили 2000 рублей, при этом в кладовке нет ни одной трубы.
– Я не знаю, где у вас произошел сбой, но успокойте людей, дайте им необходимую информацию! Не может быть такого: если у меня поверенные приборы учета, значит стоимость услуг подорожала в два раза.
У каждой квитанции свой срок оплаты
Эстафету вопросов подхватила активистка общественной комиссии по ЖКХ Любовь Жукова. Она начала перечислять претензии к КТК с того момента, как они отделились по отплате от Управляющей компании. В первую очередь жителям не особо понятно, на какую систему оплаты их перевели, поскольку новых договоров с КТК они не видели, никто людей не поприветствовал даже на обороте квитанций. В личный кабинет сайта КТК попасть невозможно, работа самого сайта также под большим вопросом. Эти факты вызывают сомнение, что КТК пытается заботиться о людях.
– Потребителям неудобно получать большое количество квитанций, – жалуется представительница общественной комиссии. – К привычным платежам за электричество добавились квитанции за водоснабжение и теплоснабжение. А еще есть квитанции за газ, мусор, капремонт. Во всех квитанциях разные сроки оплаты. Предлагаю руководству города привести сроки оплаты к общему знаменателю, желательно – 25 число, поскольку большинство пенсионеров получает пенсию 23 числа. Откуда пенсионеры возьмут деньги раньше, чтобы заплатить за все коммунальные услуги?
Помимо этих вопросов было задано множество других представителям КТК и «Горэнерго». Но чётких и ясных ответов жителям на заседании не дали. Юрий Бячков обещал собрать все вопросы, структурировать их, обработать и только потом ответить жителям через СМИ. Когда точно будут готовы эти ответы, неизвестно.
«Качканарский рабочий» продолжает следить за ситуацией по оплате отопления в городе. Ждём ваших откликов по телефону 6-91-95.