Так и живем...
Разведка. Таёжный роман
Какое оно, качканарское чудо? Почему к лошадям обращались на Вы? Когда полыхала гора Качканар? Яркие штрихи большой истории – в воспоминаниях ветерана автотракторного цеха ЕВРАЗ КГОК
К буровой службе относилась бригада монтажников во главе с Николаем Савельевым. Мастером по строительству был Николай Рябинин. Бригада Савельева занималась монтажом буровых вышек. Из деревьев рубили тепляк, в котором зимой и летом располагали буровую установку. Бригаду составляли Хакимович, Хатков, Молхарев, Дудин, Кочуров, Широков, Блинов, Тарасов, Краснянских. Все валериановские.
Медведи, разбегайтесь!
Геологическим отделом разведки руководила Зинаида Владимировна Рупосова – второе лицо в экспедиции после Шелковникова. Ей все подчинялись беспрекословно. Очень умная и требовательная, она с большим уважением относилась к рабочим. Её заместителем был А.А.Прядильщиков – башковитый уроженец посёлка Косьи.
Геологами были Т.Пьянкова, её сестра Л.Драницина, а также М.Смирнова, А.Пушкарева, А.Исакова, Шайхисламова. Каждую смену я отводил их на буровые для обследования кернов и установления их категории. Для отпугивания медведей стучал колотушкой по стволу. Создавался такой сильнейший звук, что косолапые убегали. Хотя мы видели их всего два раза, но было неприятно.
В мастерской на горе работали токарями Анатолий Глазунов, Ольга Мужикова и Василий Решетников. Их наставники – первоклассные токари А.Путятин, А.Макаров, В.Шкиндер. В посёлке Валериановске тоже были мастерские. Там стояли три токарных станка, фрезерный станок и сверлилка довоенных выпусков. Качественная была техника!
Люди с золотыми руками
В мастерской работали слесарями оборудования мастер Д.Продовиков, бригадир Ф.Брылунов, В.Чертищев, В.Черных, Е.Вершинин, Н.Зяблых, Н.Лапшин, Н.Ермыгин и три брата Черных: один с Иса и двое валериановских. В последствии, со строительством Качканарского РМЗ, они стали первоклассными токарями и сборщиками оборудования.
Рабочих возили на гору Качканар на машинах: сначала на полуторках до Шуваловской грани, а оттуда пешком в любое время года.
Дорога состояла из бутов – больших камней. Как только машина доедет до мастерских, так непременно поломает рессоры или мост.
Всё оборудование перевозили на лошадях. Порой вес поклажи составлял 200-300 кг. Деревянное строение разбиралось и перевозилось за каждой вышкой. В разборке и монтаже вышки участвовала вся бригада. В течение 2-3 дней всё восстанавливалось и запускалось. Мы с Камалеем Шайхисламовым от вышки к вышке протаскивали кабель, клали его на колышки высотой 1,7 метра, припаивали клеммы.
В сменах работали электрики Виктор Парываев, Д.Жуковец, Сергей Урванцев, Иван Токарев, Пудовкин, В.Башкиров, а самым главным был И.И.Бляхин. Он перематывал электродвигатели. Делал всё очень качественно, добротно.
Над электриками было два начальника: Обуденных с Косьи и Сабуров. Ставили столбы, натягивали провода, устанавливали трансформатор. Исовчане В.Попов, Безруков и Синельник, а также Костин и Шамин с Александровского – все электрики что надо.
К лошадям на Вы
На склоне горы Качканар, где велась разведка, от скважины к скважине через 250 метров в разборном виде перевозилось оборудование на лошадях. У мастерских на середине горы было построено добротное помещение для 15 лошадей. Четверо конюхов посменно кормили, поили животных, убирали там. Каждый день лошадь получала по 3 кг овса и по 10 кг сена, то есть грубого корма. Конюхи И. Мезенцев, А. Иванов, И. Сорокин, А. Огрызков, а также коновозчики И.Стрельников, Бутыгин, Булыгин, Калашников,
Ф. Лошкарев, А. Кочуров обращались к лошадям только на Вы.
От мастерских вдоль склона дорога уходила к буровым вышкам, а через полтора километра шли косьвинские бараки. Все буровые вышки бурили восточный склон горы в сторону севера. Все 155 скважин глубиной 350 метров, а ещё шесть глубиной 650 метров было пробурено под руководством Николая Ахрановича.
К буровому участку было закреплено шесть забойщиков. Они у каждой вышли копали яму размером два метра в глубину и метр в ширину. Там набиралась вода для охлаждения буровой коронки.
Вышка-памятник
Срубили два дома. В одном жили буровики с Косьи, Покапа, Верх-Иса. Во втором располагалась раскомандировка. Там все собирались и решали важные вопросы. До Косьи было три километра: к низу горы спустился – и вот уже дома. Правда, зимой по снегу не находишься, вот и ночевали на горе по четыре дня.
Как сейчас помню: приходят все на работу с котомками, у кого что есть – несут еду. Груз возили трактором на санях, но подъём был крутой, и поклажа сползала.
Организовали две вышки для бурения северного склона. Называлось это место магнитной ямой. На Валериановске у кузницы сделали двое саней, поставили оборудование, опробовали в работе, погрузили буровой снаряд и через Еловую гору отправились бурить. Этот процесс занял у нас 2,5 года, но поставленную задачу мы успешно выполнили.
Для выработки электроэнергии на каждой буровой установили движок. Перевозить с места на место позволял трактор из посёлка Валериановска. Сработали там удачно. Не было аварий. Одну буровую увезли через Ис и Нижнюю Туру на Выю. Всё оборудование второй вышки осталось на месте. Стоит оно там и сегодня.
Родник на горе
Когда пробурили самую первую скважину глубиной 430 метров, произошёл обрыв снаряда. Три месяца ликвидировали аварию, но безрезультатно. Так и оставили снаряд и всё оборудование с вышкой, а в 1950 году случился пожар. Горела вся верхняя часть горы Качканар. Позже было пробурено пять скважин глубиной 650 метров, получен новый станок ЗИФ-500. Больше аварий не случалось.
Временами меня направляли на буровую проводить хронометраж рабочего дня. Подъём и опускание снаряда на глубину 500-600 метров проходило в два раза дольше, чем на глубину 250-300 метров, диаметр керна был более 110 мм. Так вот со второй скважины глубиной 450 метров хлынул столб воды высотой два-три метра. Неделю не бурили, а потом столб спал до высоты одного метра. Вода текла три года подряд зимой и летом. Быстро разнеслась по области весть о качканарском чуде природы. К нам начали приезжать туристы из техникумов, институтов. Особенно был популярен такой фокус: кинешь камешек, а вода его обратно поднимает. Хочу заметить: вода была чистейшая! Пили её зимой и летом и никогда не простужались.
Последняя скважины была пробурена в 80-100 метрах до скалы Верблюд. Сейчас там торчит обсадная труба. С этой буровой в марте 1963 года я и Анатолий Зыкин ездили за керном на санях двух бульдозеров Т-140. Начальником бурового участка был Анатолий Крына. От мастерских до косьвинских мы топтали дорогу бульдозерами. Снегу нападало метра два. На месте ящики с керном грузили на железные сани из лыж. Ящиков 25 погрузим и везем, и так несколько дней подряд.
Кедровник, брусника и дикий лук
Вспоминается мне одна картина: в 500 метрах от макушки горы растёт один кедровник. Там шишек тьма-тьмущая. Деревья были высокие и низкие, а в основном кедр строевой. Летом много росло дикого лука – вкуснятина! Мы рвали его охапками! Росли повсюду пионы красного цвета. Приносил цветы с корнями домой, мы садили их в палисаднике, так каждый росток превращался в куст до 22 стеблей. А цвету было – громадная шапка! Много росло на горе саранок, а больше всего брусники. Ягод было настолько много, что просто некуда встать ногой. Брусника не красная, а скорее алая, крупнейшая!
Западный карьер, где сейчас расположен, начали бурить в 1953 году. С весны сменными мастерами был Миша Жуковец, Сергей Козырев, Алексей Кравцов и Сергей Старков. Козыревых было трое: Сергей, Володя и Валерий, досталось им. С Валериановска до буровой зимой и летом ходили пешком, а позже стали работать сутками. Они работали три года подряд. Всё успешно и без аварий.
Василий Романчук