Главная темаГород и власть
Отголоски аварии – лопнувшие трубы в частных домах
Чрезвычайной ситуации в Качканаре нет, но проблем с отоплением немало
После того, как была ликвидирована авария на газопроводе, фонд многоквартирных домов и частный сектор были подключены к газу. Однако некоторые домовладельцы столкнулись с другой проблемой – двух суток при морозной погоде хватило, чтобы системы отопления пришли в негодность.
Редакция «Качканарского рабочего» адресовала сообщения жителей в ЕДДС Качканара. Вот что рассказал начальник Единой дежурно-диспетчерской службы Качканара Максим Фомин.
– Максим Андреевич, что делать жителям частных домов, у которых заморозилась и не запускается система отопления?
– Вопрос достаточно сложный, единого рецепта я дать не могу. Мы его обсуждаем на комиссии по ЧС. В настоящий момент в домовладениях с такой проблемой возможно только отопление за счет альтернативных газу источников энергии. При нынешних погодных условиях вернуть отопительную систему в рабочее состояние будет очень сложно.
– Допустим, в доме используются пластиковые трубы для отопления (соединяют радиаторы), и они лопнули. Сварить их несложно – есть аппараты для этого. Вопрос ведь уже не в газе, а способах растопить лед внутри труб?
– Надо выслушать и другую сторону. Сотрудники газовых служб озвучили много замечаний по поводу поведения жителей частных домов. В технических условиях подключения таких домов для владельцев прописана необходимость иметь альтернативный способ отопления – электрические котлы или дровяные печи. Газ – это не панацея, в наших уральских условиях может случиться всякое. Люди не подстраховались в свое время и попали в затруднительную ситуацию.
– Вам звонят с такими проблемами?
– Да, звонят. И специалисты газовой службы помимо простого подключения выезжают для запуска газовых котлов в том числе. Что касается именно лопнувших отопительных труб, не стоит забывать, что частный дом, частная собственность находятся в зоне ответственности самого жильца. Если самостоятельно ликвидировать порыв не удается, можно привлечь для консультации специалистов, которые обладают знаниями и навыками по части гидравлики и работы отопительных систем. Если же случай совсем критичный, то хозяевам придется решать вопрос о монтаже новой системы отопления.
– В интернете пишут о способе размораживания труб с помощью электричества, когда через систему пропускают электрический ток. Это возможно сделать?
– Лайфхаков, конечно, в интернете много. Но есть и законы физики. Лед растопили, люди начинают запускать холодную воду в холодные трубы, в холодном доме. Всё снова замерзнет – мороз же на улице! Поэтому универсальных рекомендаций нет, но мы стараемся оказывать хотя бы методическую помощь. Перед проведением подобных работ советуем по максимуму соблюдать меры безопасности.
– Понимаю, что вам пришлось непросто в эти дни. Сколько заявок и телефонных звонков обработала Единая дежурно-диспетчерская служба в период с 22 по 24 февраля?
– Много звонили через систему 112 – порядка 600 обращений, около 700 звонков поступило через 05, это зарегистрированные заявки. В целом обработали порядка полутора тысяч звонков. Помимо обработки обращений от жителей, проводилось информирование населения через городскую систему оповещения, социальные сети и прочее. Осуществлялась координация действий привлеченных служб. На достаточном уровне был организован обмен информацией. Жители не находились в информационном вакууме, имели доступ к достоверной оперативной информации. Думаю, мы с данной задачей справились.
Пенсионерка из Валериановска Наталья Крашенинникова была вынуждена покинуть свой дом и переехать к родственникам за 200 километров от Качканара. Из-за прекращения подачи газа на несколько дней система отопления в ее жилье полностью пришла в негодность, а трубы просто разорвало. Женщина фактически оказалась на улице: в холодном доме жить невозможно, а пенсии по потере кормильца не хватит на дорогостоящий ремонт. Власть пока не дает четких инструкций, как выжить людям, оказавшимся в тяжелой ситуации.
– Писали, что нуждающихся обеспечат дровами или обогревателями. Кто должен был это сделать? Не ЕДДС же по домам ходила?
– ЕДДС – это прежде всего координирующий орган. Служба доставки была организована, и туда мы передавали подобные обращения ответственным людям. Даже сам я лично отвез обогреватель в дом по Набережной. Знаю, что сотрудник администрации тоже лично отвозил обогреватель в 5 микрорайон. Источником помощи была созданная в администрации Качканара комиссия по чрезвычайным ситуациям под руководством главы города Андрея Ярославцева. Соответственно, комиссия подключала к работе все службы, в запуске отопления газовикам помогало МУП «Горэнерго». Приезжали бригады из Нижней Туры, Нижнего Тагила, Серова, Красноуральска.
– Кто-то воспользовался возможностью переночевать в пунктах временного размещения?
– По моей информации, таких людей не оказалось. Но в нашей обязанности было предоставить такую возможность, и все пункты были в режиме готовности.
Могу констатировать: город довольно быстро среагировал на аварию, пожар локализовали, утечку газа устранили, оперативно переключили ТЭЦ на мазут. Восстановление газоснабжения частного сектора произошло фактически за сутки, все действовали оперативно и эффективно, чтобы ситуация не стала чрезвычайной.
Почему люди боятся использовать теплоносители, которые не замерзают? Ведь это реальны выход при низких температурах и боязни заморозки труб.