Комбинат
Экскурсия в кладовые горы Качканар
Впечатление о буровом станке
По инициативе совета ветеранов комбината посмотреть кладовые горы Качканар отправилась группа ветеранов. ЕВРАЗ выделил автобус, и самые любознательные пенсионеры отправились туда, где некоторые из них проработали много лет, другие же не бывали ни разу. Самой мне довелось спускаться в Западный карьер несколько лет назад в качестве корреспондента газеты «Профсоюзные вести». Добавлю, что не только спускаться, но и побывать на буровом станке, побеседовать с машинистом. Встреча впечатлила своей непростой рабочей обстановкой. Да, условия суровые, и вывод я сделала следующий: надо ценить труд наших мужчин, беречь их, помогать с путевками на отдых и лечение, создавать тепло и уют в семье и бесконечно гордиться!
Действующие карьеры
Ну, а нынче экскурсия началась с Главного карьера – самого глубокого из всех. Как заметил наш гид – руководитель выставочного центра (музея) комбината Владимир Михайлович Георгиев, глубина его составляет 373 метра, а это полторы Эйфелевых башни!
На смотровой площадке группа с восторгом снималась и в ковше экскаватора, и в колесе «БелАЗа». Вот это рамки для фото! А дальше – Западный карьер, депо по ремонту автогигантов все тех же «БелАЗов» и вид на заросшую лесом горнолыжную трассу… Я, как любитель горных лыж, погоревала по этому поводу и в очередной раз пожалела, что мы не отстояли нашу замечательную «горнолыжку».
СКМ – и 150 лет впереди
Серпантин дорог вывез нашу группу на СКМ – Собственно Качканарское месторождение. Размеры будущего карьера, озвученные экскурсоводом, в уме не укладываются. Более того, запасов карьера хватит, по подсчетам специалистов, на 150 лет! Немало, я бы сказала, хотя время летит ой как быстро!
Кстати, хочу заметить, что именно на Урале уже исчезла одна гора – Высокая, что рядом с Нижним Тагилом, ее выработали, и это стало известно ученым, которые изучают образование гор и горных массивов.
Говорят, что с горой Качканар такого не повторится, внешняя сторона, обращенная к городу, сохранит свой вид, как, впрочем, и скала Верблюд. В данный момент на СКМ работают новые гиганты – «БелАЗы», перевозящие в кузове 240 тонн! Вы представляете, это же объем 4 вагонов МПС по 60 тонн! Да, новый карьер впечатляет размахом!
Золото-платиновое «ожерелье»
За время поездки мы узнали много интересного о богатстве подземных кладовых нашей знаменитой горы. Помимо железа и ванадия, в ней присутствует редчайший элемент – скандий! Шламохранилище – техногенное месторождение скандия в мире. Были исследования по его извлечению из шламов, и кое-что уже найдено. Это, конечно, невероятно трудная задача, но ее выполнение должны будут продолжить пытливые ученые и наше будущее поколение.
Более того, гора Качканар находится в золото-платиновом «ожерелье»! Платину тоже начинали извлекать на исследовательской установке фабрики обогащения, но наступили другие времена, и работа эта приостановилась.
Вот сколько интересных задач для нашей молодежи. Самая пора ей учиться в технических вузах, хорошо учиться и возвращаться в родной Качканар, сделать его процветающим, богатым уральским городом, достойным своего золото-платинового «ожерелья»!
Надежда Трушкова