Главная темаПрофессионалы
Автомобиль на ладони, или Как один качканарец исполнил свою детскую мечту
Обладатель уникальной коллекции Дмитрий Эрлих знакомит нас с экспонатами, это более 500 масштабных моделей автомобилей и мотоциклов
Качканар, 80-е годы. В магазине «Весна» в восьмом микрорайоне стоит молодая женщина с сыном Димой, которого она забрала из детского сада. У мамы много домашних дел, в руках тяжелая авоська с продуктами, но ради сына она готова сделать крюк перед дорогой домой в 4а микрорайон. Потому что в отделе игрушек под стеклом стоят автомобили-модели: блестящий «Москвич», который стоит пять рублей, недостижимо дорогая «Чайка» – за девять. Мальчик еще не умеет считать, но понимает, что такие игрушки семье не по карману. Мама не торопит восхищенного сына, не отбирает драгоценные минуты у ребенка, который, затаив дыхание, во все глаза смотрит на свою мечту. Вдоволь налюбовавшись моделями, они идут не спеша домой.
– Дима, это что за машина? – спрашивает мама, показывая на встречные автомобили.
– Жигули! Волга! Запорожец!
Не было ни разу, чтобы мальчик, еще не умеющий читать, не угадал модель машины. Так детская мечта прошла сквозь всю судьбу Дмитрия Юрьевича Эрлиха, повлияла на выбор профессии, превратилась в хобби слесаря локомотивного депо УГЖДТ ЕВРАЗ КГОК, который каждую смену приводит в движение многотонные локомотивы.
Общение с Дмитрием – это шанс попасть и в наше детство. Взрослыми мы заработали на более ценные блага – на недвижимость, автомобили, статусные предметы, одежду и путешествия, многие из нас достигли своих целей. Но смогли ли мы исполнить детские мечты нас самих – тех мальчишек и девчонок, что улыбаются нам с поблекших фотографий? Дмитрий Эрлих смог.
До сентября в Качканарском краеведческом музее продолжит работу выставка масштабных моделей «Автомобиль на ладони». Под стеклянными витринами расположились как миниатюрные советские «Запорожцы», так и статусные «Ламборджини» лимонного цвета. Тракторы, мотоциклы, внедорожники, все достижения российского и зарубежного автопрома можно рассмотреть в миниатюре. Сборка этих моделей – великий труд полутора десятков лет. Дмитрий Эрлих стал гостем редакции «Качканарского рабочего» и рассказал о своем увлечении.
Верность фамилии
– Дмитрий Юрьевич, сразу первый вопрос: откуда такая необычная фамилия?
– Эрлих – немецкая фамилия, а дед Август был чистым эстонцем. Раньше они жили на хуторе в Эстонии большой семьей и носили фамилию Норберг. Семья разделилась, и ее часть решила взять фамилию немецких рыцарей, которые жили рядом, – Эрлих. Вообще в Эстонии много жило немецких семей. Но эта история давняя, разделение произошло еще в 17-18 веке. В начале 20 века Эрлихи переехали в хутор Бамышево Калининской области (сейчас Тверская). Оттуда в 1956 году – в поселок Федино, недалеко от Иса. Отцу Дмитрия – Юрию во время переезда не было и года. Бабушка Мария Ивановна Эрлих была грамотная, до войны поступала в институт, чтобы получить высшее образование. В Великую Отечественную войну, когда мужиков в деревне не осталось, была председателем сельсовета, хотя тогда ей был всего 21 год. Дед добровольно отправился в военкомат, но его немецкая фамилия сыграла против него – Августа Эрлиха отправили служить в заградительный отряд. После войны сначала вроде было все хорошо, даже обещали дать звание лейтенанта, но потом репрессировали и отправили в шахты под Алапаевском. У бабушки в Федино жил дядя, семье разрешили переехать туда, это было что-то вроде добровольной ссылки.
Как рассказал Дмитрий, его отец Юрий Эрлих учился на экскаваторщика. Служил в Германии водителем БМП. Вернувшись, начал работать машинистом экскаватора, потом обучился на водителя грузовиков, управлял
КамАЗом и БелАЗом. С супругой познакомился на сельской свадьбе, хотя раньше семьи жили рядом. В 70-е годы молодая семья Юрия и Нины Эрлихов переехала в Качканар. Дмитрий родился уже там. Мама работала на радиозаводе, а папа – в АТЦ Качканарского ГОКа, откуда и вышел на пенсию.
В мечту не играют – её хранят под стеклом
Любовь к машинам у Дмитрия была с детства. Он мечтал о моделях автомобилей, но они были недостижимо дорогие. Они всегда стояли как экспонаты в серванте под стеклом, рядом с хрусталем и праздничными сервизами. Примерно после пятого класса Дмитрий начал шагать к своей мечте – собирать коллекционные машинки.
Семья каждое лето гостила в поселке Ис, и Дмитрий любил играть под яблоней. Там он выстраивал целый город – дома, школа, детский сад, пожарная часть, дороги, дворы, улицы. Что-то делалось из песка, что-то из дерева или осколков стекла, у зданий даже открывались окна, а на крышах размещались телевизионные антенны. К зиме под сугробами это все рушилось, но весной город Дмитрия снова начинал свою тайную игрушечную жизнь.
Первая коллекция из 10-15 машинок практически исчезла к девятому классу: что-то раздали племянникам, другим детям, которые бывали в гостях, а что-то просто потерялось.
“Поезд номер ноль”
После школы Дмитрий выучился на помощника машиниста электровоза, а в армии служил на особом поезде – БЖРК, в составе которого были три ракеты.
– Я рад, что мне довелось служить в таком месте, теперь это часть истории, – отмечает Дмитрий.
В 2002 году после армии Дмитрий пришел работать в локомотивное депо УГЖДТ Качканарского ГОКа, там нужны были слесари. И вот уже 22 года Дмитрий Юрьевич трудится слесарем-электриком на одном месте.
Хороший друг научит делу
Как ни странно, но такая напряженная ответственная работа дала шанс реализоваться детской мечте Дмитрия Эрлиха. Вместе с ним в бригаде работал Олег Беликов (его уже нет в живых, к сожалению). Он тоже был слесарем-электриком, но в его ведомстве было подключение узлов и верхней части электровозов, тогда как Дмитрий отвечал за подключение нижней части локомотива.
– Я узнал, что Олег занимается коллекционированием моделей машин, стал бывать у него в гостях, – рассказывает Дмитрий. – У Олега были автомобили и мотоциклы в 18-м масштабе. В 2007 году он мне подарил мини-мотоцикл БМВ 1200 немецкого производства. На основе этой модели в Советском Союзе создавались мотоциклы “Урал”, “Днепр” и другие. Причем так совпало, я себе тогда приобрел скутер, увлекся мототехникой, даже специализированные журналы стал покупать. С первой модели, подаренной Олегом, все и началось. Я вспомнил, что у племянника стоит без дела подаренный мною мини-мотоцикл, на следующий день я пошел и купил третий, так зародилась моя коллекция. Сейчас у меня около 150 моделей мотоциклов.
В 2009 году коллекция начала пополняться автомобилями, изготовленными в масштабе 1 к 18. На данный момент самая дорогая модель – копия “Мазды-3” – китайский автомобиль Haima. У нее открываются двери, капот, багажник, бензобак, фальшпол, где имеется запасное колесо, двигаются зеркала, можно регулировать сиденья и подлокотники, точная копия двигателя.
Таких крупных моделей, изготовленных в масштабе 1:18 имеется 60 штук. Всего в моей коллекции около 500 штук. Буквально на прошлой неделе добавились еще три модели.
Где продают мечту?
– Как рождается желание купить ту или иную модель? Может, после просмотра какого-то фильма? Или есть специальные форумы, барахолки, каналы?
– Как я уже сказал, большое влияние на меня оказал Олег Беликов. Он решил изменить свою коллекцию и начал продавать менее дорогие экспонаты, чтобы приобрести более дорогие. Я приобретал их. Брал только те, что мне нравились, – американский автопром 70-80 годов: Додж Чарджер, Шевроле Камаро. А потом – по воле случая, если где-то объявляется акция или что-то увижу в магазине. Специально покупаю только то, что нравится.
– Где есть такие магазины?
– Раньше покупал в магазинах «Детский мир», а теперь всё стало сложнее. Если я еду в какой-то город, то всегда по интернету смотрю, можно ли там что-то купить. Кстати, в масштабе 1:18 найти российский автомобиль очень сложно. Есть «УАЗ», «копейка», «Волга» – и всё. Если постараться, можно найти «Запорожец», но он будет стоить очень дорого. Автомобили СССР – около 5 тысяч рублей, это статичные модели, у которых ничего не открывается.
– Автомобильные российские заводы разве не выпускают на сувениры мини-версии своих машин?
– Я знаю, что у КамАЗа есть даже специальный цех для этого. А в основном производители заказывают свои мини-модели у других. В автосалонах «Рено» так делают – при покупке автомобиля тебе могут подарить игрушечную версию – дилерскую модель.
Себе купили машинку или ребёнку?
– У вас есть единомышленники? Как вы общаетесь, изучаете рынок моделей, узнаете новости?
– Раньше я на эту тему общался с Олегом Беликовым, если мне что-то было нужно, он подсказывал, у кого, где и что можно найти. Например, те же мотоциклы производит китайская фирма, они распространены, а есть модели французского изготовителя – их очень сложно купить. Олег нашел коллекционера, который продавал мне именно французские мотоциклы. Была такая история. Я с семьей поехал отдыхать в Лазаревское. Там во время прогулки я зашел в магазин и увидел желтый «Порше». Конечно же, купил. Потом уже на пляже вся компания отправилась купаться, а я сижу на песке и разглядываю модель. Тут подходит ко мне мужчина:
– Здравствуйте! Вы машинку ребенку купили или себе?
– Себе!
– Так вы коллекционер! Я тоже коллекционирую. Откуда вы?
– Из Качканара.
Он оказался из Нижнего Тагила, зовут Владимир.
– Вы случайно не знаете Олега Беликова? – спрашивает меня новый знакомый.
– Конечно, знаю!
Как выяснилось, Владимир с Олегом познакомился еще в 80-е годы на слете коллекционеров моделей автомобилей.
Как содержать такой «автопарк»?
– Где хранится ваша коллекция, сколько места занимает?
– В одной комнате есть шкаф, на полках которого они размещаются вплотную. Более дорогие модели хранятся в специальных боксах. Когда я показываю машины гостям или знакомым, то предупреждаю, что трогать их нежелательно, техника хрупкая. Во время уборки можно случайно повредить дворник или зеркало. Машинки тоже болеют – цинковой чумой, например. Облезает краска, и металл начинает разрушаться, двери выпадают, особенно советские модели ей подвержены. У китайских бывает оплавление резины. При неправильном хранении, если модели ставят друг на друга, покрышки начинают оставлять следы.
– Можете починить?
– Я не только ремонтирую, но и создаю новые модели. Если появилась у меня точно такая машинка, какая уже есть, я переделываю ее из седана в пикап. Или создаю фантазийные модели, например, по мотивам фильма «Безумный Макс» (16+) создаю тюнинг. У меня есть целая автомастерская – запчасти, шины, колеса, диски, рули, ручки, дворники, фары. Сейчас у коллекционеров популярно специальное состаривание автомобилей, будто они были в эксплуатации – нанесение вмятин, царапин, покрытие ржавчиной и даже грязью. Но для этого нужны особые условия.
– Есть ли у вас цель что-то ещё приобрести?
– Сейчас хочу пополнить количество советского автопрома и спецтехники. Раз уж мы живем в Качканаре, работаем в КГОКе, да и отец мой работал на БелАЗе, хочется найти модель большегруза. То, что продают, идёт по запредельной цене. То, что выставляют дешевле, сразу перехватывают другие коллекционеры.
– Какая машинка особенно вам дорога?
– Например, «Москвич» производства СССР я купил в Нижнем Тагиле на барахолке за 100 рублей в 2018 году. Он был потрепанным, без капота, и когда я его увидел, то он мне напомнил о детстве, о моих первых покупках, и я понял, что хочу собирать и советские автомобили.
– Как семья реагирует на ваше увлечение?
– Супруга Валентина понимает, насколько это для меня ценно. Иногда я делюсь с ней результатами переделок или новыми экспонатами. Как женщина со вкусом, она может мне что-то посоветовать, но в основном ей все нравится.
– До какого времени продлится ваша выставка в Качканарском историко-краеведческом музее?
– Ориентировочно до сентября. В октябре, к Дню автомобилиста, я хочу организовать выставку служебного транспорта и специальной техники, а к 9 Мая – представить военные автомобили. Я готов рассказать о коллекции детям и всем заинтересованным посетителям в стенах музея. Буду рад, если у меня появятся единомышленники и последователи.
Боевой железнодорожный ракетный комплекс (сокращённо БЖРК, поезд-призрак) – тип стратегических ракетных комплексов подвижного железнодорожного базирования. Представляет собой специально сконструированный железнодорожный состав, в вагонах которого размещаются стратегические ракеты (как правило, межконтинентального класса), а также командные пункты, технологические и технические системы, средства охраны, личный состав, обеспечивающий эксплуатацию комплекса и системы его жизнеобеспечения.
На железных дорогах СССР и России имел условное обозначение «поезд номер ноль».Согласно договору СНВ-2 (1993 год), Россия должна была снять с вооружения все ракеты РТ-23УТТХ до 2003 года. На время снятия с вооружения у России имелось три рд (Кострома, Пермь и Красноярск), всего 12 поездов с 36 пусковыми установками. На протяжении 2003-2007 годов были утилизированы (уничтожены) все поезда и пусковые установки. Официальными причинами снятия БЖРК с вооружения назывались устаревшая конструкция, высокая стоимость воссоздания производства комплексов в России и предпочтение подвижных установок на базе тягачей.