ВидеоГлавная темаСпорт
Воспитываем стратегов, интеллектуалов, полководцев
В этом учебном году на базе здания №3 детского сада «Чебурашка» организовано обучение детей 5-7 лет игре в шахматы. Это удалось организовать благодаря победе в конкурсе социальных проектов «ЕВРАЗ: город друзей – город идей!»
Автором проекта «Шах-Мат-Ты» выступила педагог детского сада «Чебурашка» Любовь Ходырева. Увлечение шахматами у нее появилось с тех времен, когда она сама еще ходила в детский сад. Играть в пошаговую настольную игру ее научили братья, она продолжила заниматься шахматами в школьные годы, посещая шахматный кружок. В институте защищала честь своего вуза в этом виде спорта.
От шашек до шахмат
– В детском саду я решила начать обучение шахматам, потому что очень успешно у нас до этого было проведено обучение воспитанников моей группы шашкам, – вспоминает она. – Примерно три года назад я начала учить детей игре в шашки в своей средней группе. Дети успешно выучили правила, поняли принцип игры, стали обучать друг друга. Мы даже организовали игру в шашки на улице. Сделали уличные шашки из бросового материала. Внутри помещения мы пользовались стандартными досками и фигурами, а когда ходили на улицу, то играли за столом, на нем я наклеила шахматное поле, и вместе мы сделали шашки. Для такого стола шашки должны быть больше, чем обычно. Мы использовали упаковки от
йогурта разных цветов. Дамки помечали красными и синими упаковками, а различия между фигурами игроков делали в виде черных и белых полосок. Чтобы фигурки не улетали в ветреную погоду, мы крепили их на пластилин. Детям это очень нравилось.
После появилась идея пойти дальше и обучить детей уже шахматам. Грантовый конкурс ЕВРАЗа очень подошёл для воплощения этой мечты.
В 2019 году проект детского сада «Чебурашка» «Шах-Мат-Ты», направленный на создание материально-технических условий для развития логического мышления у воспитанников посредством игры в шахматы, получил грант в размере 35 тысяч рублей в конкурсе «ЕВРАЗ: город друзей – город идей!»
На денежные средства было закуплено необходимое оборудование: комплекты шахматных фигур и досок; большая настенная магнитная игра 2 в 1, включающая демонстрационную доску с наборами магнитных шашек и шахмат.
Магнитная доска крепится на стену на удобной для детей высоте, обеспечивает наглядность, интерес и доступность для ребят правил и разыгрываемых комбинаций. Также были приобретены шахматные часы, необходимые для контроля времени во время игры.
Терпение и труд
– Шахматы – это достаточно сложная игра, нужно уметь объяснять правила, контролировать их выполнение, – рассказывает Любовь Ходырева. – Учителю нужно терпение, чтобы все ошибки объяснить, какие-то недочеты ласково исправить, кого-то надо пожурить, а кого-то лишний раз похвалить, чтобы мотивировать ребенка и в глазах у него появился огонёк. Шахматам очень трудно обучать – нужна система. Поэтому родилась идея проекта «Шах-Мат-Ты». Дело еще в том, что для покупки шашек много денег не надо. А шахматы должны быть обязательно деревянными, а лучше – лакированными, получается достаточно высокая сумма, ее уже просто так на личные средства не потянуть. Тут нам помог конкурс ЕВРАЗа.
Прежде чем начать кружок, мы провели анкетирование родителей, выявили, кто хотел бы отправить своего ребенка на обучение. Записали видеоролик, в котором подробно разъясняли суть этого кружка, особенности занятий. Отправили ролик родителям, они посмотрели, и на основании этого мы сформировали группу для обучения.
Современные дети перенасыщены гаджетами, но все равно остаются детьми. Их легко удивить, заинтересовать, но сложно мотивировать, потому что они уже умеют говорить: «А я не хочу, давайте мы не будем это делать сегодня». Но мне очень приятно, когда они снова зажигаются, хотят учиться, играть и выигрывать.
На занятиях мы отрабатываем полученные знания и умения, дети разыгрывают комбинации на шахматной доске, логические задачи решают с шахматной доской и шахматными клетками, учатся пользоваться часами. Занятия проходят во второй половине дня, два раза в неделю, в течение всего учебного года. Получается восемь занятий в месяц.
Занятия рассчитаны на старшую и подготовительную группы. Родители обеих групп изъявили желание, чтобы их дети обучались игре в шахматы. Это привело к тому, что ребята разных возрастов получают одну и ту же программу. Несмотря на это, пятилетки осваивают уроки не хуже семилеток.
По окончании курса обучения в этом году у нас запланирован шахматный турнир среди воспитанников нашего учреждения. Если позволит эпидемиологическая ситуация, мы планируем привлекать к соревнованиям воспитанников других детских садов и родителей, ведь есть родители, которые тоже играют в шахматы и было бы неплохо создать семейные команды. В общем, мы хотим это развивать более масштабно.
«Что вы такое сотворили?»
По наблюдениям педагогов детского сада, настольные игры способны привить детям усидчивость. Были случаи, когда непоседы и балагуры становились неплохими игроками, способными добиваться высоких результатов. Любовь Ходырева уверена, что в кружке шахмат дети получат еще больше навыков и способностей, чем при простой игре в шашке в рамках общеобразовательных занятий.
– Еще когда я начала обучать детей игре в шашке, одна из родительниц мне говорит:
– Любовь Николаевна, что вы такое сотворили? Ребенок меня сразу из садика в магазин потащил, сказал: “Пока не купим шашки, домой не вернемся!” Всю нашу семью посадил играть, заставляет учить правила, даже при поездке в Москву заставил купить дорожные шашки! Всю поездку играли, и он постоянно выигрывал…
А по поводу шахмат могу сказать, что мы изучаем фигуры, правила. С родителями общаюсь, они показывают свою заинтересованность, спрашивают, какие моменты необходимо подтянуть, покупают домой шахматные доски. Очень приятно!
Журналисты во время презентации проекта пообщались с юными шахматистами. Семилетний воспитанник кружка Павел Макаров после трех месяцев занятий рассказывает гостям:
– В шахматах есть фигуры: ферзь, король, ладья. Больше всего мне нравится ферзь, он лучше всех ходит. Я уже умею побеждать!
Искусство побеждать
Любовь Ходырева отмечает, что обучаемость шахматам есть практически у всех детей. Многие из них хорошо уясняют основы игры и способны побеждать. Но не у всех появляется азарт к игре. Кто-то спокойно может проиграть партию и пойти заниматься другими делами, но есть и такие, кто не успокаивается после поражения, готов играть дальше – до победы. По мнению педагога, именно такие дети замотивированы на успех в этом виде спорта. Для них шахматный кружок в детском саду может стать важным началом в большой шахматной и профессиональной карьере.