
Недавно моя маленькая внучка спросила: «Бабушка, а ты хотела бы снова стать молодой?» Наверное, я удивила близких, когда сказала, что нет.
Только в одном случае ответила бы «да» – если бы со мной снова были мои родные и любимые люди, которых, увы, теперь нет в живых. Я так и не смогла перестать скучать, боль потери не притупилась с годами, а стала ещё сильнее.
Мне не хочется стать молодой, чтобы жить в сегодняшнем обществе потребления, агрессии и цинизма. Сейчас я не держусь за жизнь, конечно, только жаль оставлять на земле сына, невестку, внуков. Но что делать, от смерти ещё никто не убежал.
Мне повезло, что я застала прекрасных людей, золотое время. Эти воспоминания согревают душу. Тогда не хамили взрослым, не сидели в телефонах, у детей были подвижные игры на улице – классики, резиночки, казаки-разбойники, рисунки мелом на асфальте. Сейчас подростки либо мутузят друг друга палками, либо матерятся.
Если человеку плохо на улице, остановятся единицы. До ужаса раздражают мерзкие фразы, вроде: «Никто никому ничего не должен» или «Надо жить для себя».
Вспоминаю нашу свадьбу с мужем. Столы на улице, смех, песни, гармошка. У нас не было ничего. И каждый нёс, что мог: занавески, стулья, посуду, постельное белье. Дядя Вася притащил круглый стол, а дядя Петя – витые ножки к нему. Тётя Люся шила из фланели пелёнки, а баба Валя вязала приданое. Один – за всех, и все – за одного.
Тогда не было «чужих проблем». Всем миром помогали не только родственникам, но и посторонним людям. Сейчас одни в шоколаде, а другие, бедные, бьются, как рыбы об лёд, потому что проблемы сами решают, без помощи, а это тяжело, особенно с учётом бешеных цен.
У моих знакомых заболела бабушка. Нужно было дорогое лечение, а женщина там в декрете, у нее ипотека. Знаете, что им говорили? Мол, пожила старушка, пора и на тот свет, зачем её спасать? Между тем каждый бы скинулся по тысяче, из близких и друзей – и человеку легче бы было. Но куда там, живут по принципу «моё дело – сторона».
И не надо утверждать, что во все времена было и плохое, и хорошее. Сейчас плохого больше. Внучке недавно соседка высказалась, что та слишком добрая, нельзя такой быть, затопчут. Она у нас то птичек кормит, то котят домой тащит, жалеет всех.
Зато я уверена, что она никогда не сдаст своих родителей в дом престарелых и вырастет хорошим человеком. Чего нельзя сказать о некоторых успешных детках, развитых, деловых, но в которых не учат мамы и папы добру, увы.
В школах надо предмет «Милосердие» срочно вводить, приглашать священников, волонтёров, людей с разными интересными судьбами.
Поэтому не хочу я снова быть молодой и мучиться ещё много лет в обществе, в котором нет души.
Лидия Дмитриевна, постоянная читательница