Животные
Когда тепло и забота нужны даже хищникам
Что заставляет волонтёра из Качканара Андрея Липатова выхаживать диких птиц?
Как часто вы задумываетесь о тех, кто живет рядом с нами? Все спешат по своим делам, так же, как и дикие птицы. Но иногда такие встречи всё же происходят. Когда в черте города обнаруживается дикая птица и мы понимаем, что совершенно не знаем, как с ней поступить. Бросить раненое и обессиленное существо – это как-то не по-человечески. Взять с собой, не имея знаний, – тоже большая ответственность.
Андрей Липатов уже знаком качканарцам по историям о спасении и выхаживании диких птиц. Что заставляет занятого работой и семьёй молодого мужчину тратить время на животных, которые даже поблагодарить своего спасителя не смогут? Об этом мы спросили Андрея Липатова, пригласив в редакцию «Качканарского рабочего».
На территории Урала зарегистрировано более 240 видов птиц, из которых 28 видов занесены в Красную книгу России
– Андрей, расскажите, кем вы работаете?
– Я менеджер в программе проекта по повышению производительности труда в ООО ЕВРАЗ.
– С чего все началось, как вы стали помогать животным?
– В 2011 году моя хорошая подруга, которая этим занимается, попросила меня присмотреть за больной вороной. И так понеслось… Сначала были птенцы, которых я выхаживал. С крупными хищными птицами активно занимаюсь последние три года.
– Какие виды птиц вам встречаются чаще всего?
– Обычно ко мне обращаются с ранеными голубями и воронами, а весной и летом – со стрижами.
– Чем чаще всего болеют дикие птицы?
– У них множество заболеваний – начиная от кишечной инфекции и заканчивая черепно-мозговыми травмами.
– Не боитесь заразиться от представителей дикой природы?
– Со мной такого не случалось. Да и процент вероятности заражения крайне мал. Есть определенный ряд заболеваний, которые можно подхватить, но при соблюдении элементарной гигиены шанс практически нулевой. Подхватить можно микоплазмоз, орнитоз, лихорадку западного Нила, и то только если птицу укусит комар, а потом этот же комар укусит тебя.
Благородное хобби Андрея Липатова не даёт соскучиться, в уютном чате и сообществе с коллегами «летают» мемы, которые они придумывают сами, чтобы не падать духом и разряжать обстановку. Иногда всем нам нужна капелька веселья, даже в напряжённые дни.
– Быстро ли вы находите контакт с пострадавшими птицами?
– Если птицы попадают к человеку, значит, они в очень тяжёлом состоянии. Когда они отходят и вспоминают о том, что являются хищниками, вот тогда начинаются проблемы.
Когда птица «выпускная», мы стараемся не поддерживать с ней контакт. Если она привыкнет к человеку, то, вероятнее всего, погибнет в дикой природе.
– Стоит ли оставлять дикую птицу в качестве домашнего животного?
– Начнём с того, что это противозаконно. Да и несправедливо лишать птицу своего привычного мира и запирать дома, не имея возможности обеспечить должный уход.
Если все-таки есть желание завести дикую птицу, пожалуйста, обращайтесь в специализированные питомники, покупайте её с документами, предварительно получив разрешение на содержание от Министерства природы РФ.
– Есть ли в Качканаре необходимые ветеринарные услуги для диких птиц?
– Нет совсем. Для того, чтобы элементарно сделать рентгеновские снимки, мне приходится ездить в Нижний Тагил, анализы я отправляю в Москву. Единственное, что могут у нас, – подержать птицу на кислороде.
– Как в городе должна быть выстроена система по выхаживанию диких птиц?
– Должны быть участок врачей и оборудование. Хотя бы рентген и обученные волонтеры.
– Какими препаратами вы лечите птиц?
– В зависимости от их заболевания и что назначают ветеринары. Если черепно-мозговая травма, то это нестероидные противовоспалительные препараты, витамины группы В, анальгетики в определённых дозировках, а также кислородотерапия. В основном это человеческие препараты, которые разрешены для использования на животных.
– Как вы улучшаете свои знания о лечении диких птиц?
– Начнём с того, что в России наука о птицах очень новая. В первую очередь, это статьи Валентина Козлютина – ведущего ветеринара по птицам России. Также советы моего ветеринара Анастасии Тимофеевой, которая тоже является ведущим специалистом по здоровью птиц. А также иностранная литература, где-то переводы, где-то в оригинале, потому что в России нет литературы по лечению и выхаживанию диких птиц.
– Самая необычная птица, которую довелось выхаживать в Качканаре?
– Полярная сова. Её нашли в 11 микрорайоне с застарелым переломом лапы. Весьма интересный товарищ, потом я его передал коллеге на реабилитацию.
– Где вы оставляете раненых птиц на период лечения?
– Отвожу в стационар, который находится на участке за городом. Там есть все необходимое для выхаживания – большие вольеры, клетки, медицинская помощь. Если птица «тяжелая» и требует постоянного ухода, то наблюдаю дома. Рано утром перед работой даю необходимые лекарства, днем и вечером наблюдаю за состоянием птицы.
– Что помогает не «выгорать», когда понимаешь, что птицу не удастся спасти?
– Помогает выпуск птиц. Две птицы умерло – настроение падает, одну выпустил – и все налаживается, снова хочется продолжать лечить и спасать.
Выпуск вылеченной птицы на свободу – это сильнейший адреналин. Когда видишь, как она расправляет крылья, взлетает вверх – здоровая, сильная, свободная, то понимаешь, что все было не зря. Это настоящее счастье – спасти чью-то жизнь.
Екатерина Уймина