Главная темаКультура

Я горжусь тобой, дедушка!

В каждой семье есть свои герои

aleksandr pahomenkoНедавно мы c дедушкой листали его армейский альбом. Очень красивый, с рисунками дельфинов и кораблей, которые он сам рисовал. Со страниц смотрели его сослуживцы. А все истории удивительно интересные!

«Золотой рог»

– Я служил во Владивостоке, Краснознамённый Тихоокеанский флот. Если сравнивать по высоте с домом, то наш корабль достигал высоты в пять этажей. На нём было две пушки ЗИФ 67, РБУ (реактивная боевая установка) в количестве двух штук, торпедных аппаратов насчитывалось четыре. Также имелась Шахта Лага (для поиска подводных лодок). Служба длилась три с лишним года.

На корабле насчитывалось порядка 90 человек разных национальностей: корейцы, казахи, монголы, таджики, азербайджанцы, русские. Слаженная команда, знавшая всё от и до. Подъем в шесть утра, пробежка по пирсу (когда стояли в ремонте). Если выходные дни, то поход в баню всей командой – она располагалась в самом городе, двухэтажная, специальная для военнослужащих.

С утра завтрак (обычно каша, кисель или чай, хлеб с маслом). После завтрака разнарядка на работы. У кэпа (командира корабля) был список, кого и куда желательно отправить. После чего мичманы или старшие матросы распределяли свои отделения по работам. Кто-то на корабле оставался и занимался делами: на камбузе, в машинном отделении, по боевым постам. Некоторых отправляли на землю – на Дальзавод (местное предприятие по ремонту боевых кораблей), в помощь местным.

Потом наступал обед, после которого построение, полит-учёба часа на два. Уборка на корабле делалась три раза: утром, после обеда и вечером. Существовало и личное время. Писали письма, слушали музыку, форму стирали. Питание на корабле было отличное! В приоритете была рыба, часто красная. Мясо давали разное. Яйца, постоянно свежий хлеб, молочная продукция, всякие консервы. На берегу можно было купить самые разные сладости. Плавали мы и в пределах местной акватории, испытывали корабли после ремонта в заливе «Золотой рог», – рассказывает мой дедушка Александр Степанович.

Бешеные огурцы, рыба-игла и доки

Рядом с кораблём, где дедушка служил, стояли торговые суда. Например, с Камчатки краболовы. Их трюмы были забиты крабами величиной с большой тазик. Приходили сухогрузы из Кубы, привозили тростниковый сахар тёмного цвета. Видели и подводные лодки, они также приезжали на ремонты. Метров 25 ширины, в высоту с шестиэтажный дом, для их перемещения ставили по бокам по два мощных буксира.

– Во Владивостоке водилось много маленьких крабиков, они обычно в камнях прятались. Полно морских ежей, дно усыпано прямо. Морские звёзды – от маленьких до больших. Медузы везде плавали, тоже небольшие, только успевай рот закрывать, чтобы не заплыли во время купания! Ночью волнами появлялись светлячки. На полях они тучами собирались и летали очень зрелищно. Встречались ореховые заросли, орешки крупные, вроде фундука.

Мне ещё запомнились «Бешеные огурцы», их плоды трогаешь – они со страшным треском выстреливают, таким образом семена раскидывают, звук «бу-бух» – и семена летят. Впечатлила рыба-игла – тоненькая, длинная, зелёная, сантиметров 30 длиной. Её даже на удочку не поймать, сразу ломалась, до того тонкая, удивительно прозрачного цвета.

Всем нам привычная камбала там необычная – маленькая, круглая, серого цвета, с ладонь примерно. Стояла высокая влажность, ветер с океана дул. Даже простыни порой были влажные. А вот чаек миллионы летали, шумные, крикливые.

Интересно было наблюдать «докование корабля» – это постановка на ремонт в док. Представьте огромную бетонную коробку буквой «П», лежащую на воде. Внутрь этой буквы «П» загоняют корабль буксирами. Внизу находится стапель-палуба, водолазы под корабль подгоняют специальные подставки, на которые корабль ставится. Через некоторое время начинают работать насосы, откачивают из дока воду. И док поднимается из воды, вместе с ним и корабль. Вода уходит, сливается. Через некоторое время корабль обставляют лесами и начинают работы – могут просто борта чистить под покраску или, если борта повреждены, листы металла вырезают бортовые и новые наваривают, – вспоминает дедушка.

Ещё он сказал, что служба в армии – вихрь воспоминаний из прошлого, где хранятся впечатления и письма друзей. Потому что настоящие товарищи познаются в армии, именно там открываются все черты характера человека. Я горжусь тобой, дедушка!

Евгений Пахоменко

Тэги

Статьи близкие по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Текст невозможно скопировать!
Закрыть