Культура
Мы скажем спасибо за то, что Победу нам дали
В День памяти и скорби в Валериановске прошел митинг и возложение цветов к мемориалу земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны
22 июня 1941 года. Тогда было утро, которое разделило жизнь на «до» и «после». А до этого трагического дня люди жили, как обычно: нянчили малышей, признавались в любви, дарили цветы, ездили на дачи, смотрели фильм «Волга-Волга», строили планы. Их перечеркнул один день. Как они смогли выжить, не сломаться, победить? Низкий поклон им – до самой до земли.
Годы прошли. И сегодня, в День памяти и скорби, мы чтим тех, кто подарил нам возможность верить, надеяться, жить.
Три судьбы, одна война
Утром 22 июня, через 81 год после начала войны, у мемориала погибшим землякам собираются люди. На лавочке три бабушки. Удивительно добрые, красивые лица, из глаз словно льется какой-то ангельский свет.
Знакомлюсь: Вера Ивановна Гомова – вдова фронтовика Евгения Степановича Гомова.
– Муж мальчонкой был, когда война началась. Отец под Сталинградом воевал. А он только шесть классов окончил, в шахте работал. И пошел на фронт, сел сам в поезд. Были в то время ребятишки, что с солдатами против фашистов, как взрослые, воевали. Рассказывал, что люди там ему говорили: «Вернись обратно, там вой-
на, стреляют!» А он знай свое: «Пойду Родину защищать! Я пригожусь фронту!» И ходил потом в разведку. Маленький был, юркий. Ранен был тяжело, в голову, ямка такая образовалась, что туда даже куриное яйцо могло поместиться. С тех пор всю жизнь его мучили головные боли. Вспоминать особо не любил те времена, разве только словами: «Там был ад». Мне сейчас 82 года, ради него да сыночка Женечки хочется быть сильной, на диване не лежу, держу козочку, её Малышкой зовут! – рассказывает Вера Ивановна.
На военном заводе в те годы работала и женщина, сидящая рядом, – Ангелина Степановна Шепталина. Ей в сентябре этого года исполнится 98 лет. Четверо детей, 11 внуков, 18 правнуков, 3 правнучки – вот сколько у нее дорогих сердцу людей. Много медалей за доблестный труд. О ней земляки отзываются так: «Она всегда на уважении».
Клавдии Михайловне Зориной 83 года. Она утирает платочком слезы.
– Отец погиб, но мама больше замуж не вышла. Жили мы в Пензенской области, в деревне. Сама я выучилась на зоотехника, а потом судьба привела в Качканар, всю жизнь отработала на комбинате! – делится Клавдия Михайловна.
Важно помнить прошлое!
Словно рой разноцветных бабочек, появляются дети – малыши и школьники. В руках – полевые цветы.
– Сам собрал букет. Именно такой как-то душевнее, нежели покупной. Сейчас отнесу своим. Три родных фамилии высечены на плитах мемориала, – говорит школьник Антон Шумихин.
Митинг начинается. Кажется, что даже воздух вокруг пропитан болью, надеждой и героизмом.
– В каждой семье есть свой герой! Их имена, их подвиг будут жить в веках. Мы никогда это не забудем – посмотрите, сколько пришло детей! – обращается к присутствующим глава КГО Андрей Ярославцев.
– 27 миллионов жизней унесла война. Мы обязаны помнить тех, кто не дожил до этого дня. И пока они в наших сердцах, эта память вечна! – присоединяется руководитель информационно-выставочного центра (музея) ЕВРАЗ КГОК Владимир Георгиев.
– Их подвиг ради того, чтобы мы с вами и люди вокруг могли жить спокойно. Важно помнить прошлое и то, ценой каких неимоверных усилий была добыта Победа! – говорит директор ЕВРАЗ КГОК по социальным отношениям Андрей Вахрамеев.
Спасибо за жизнь!
Минута молчания… И на фоне уральского неба – два штыка, устремленные ввысь, фигура солдата, символизирующая упорство и мужество, скорбный список из фамилий на плитах мемориального комплекса – словно видишь сквозь все это, как ушедшие на небеса трогательно улыбаются и невидимо обнимают своих любимых.
Мохнато-строгие красные шляпки гвоздик смешиваются с нежными незабудками и певучими колокольчиками – наступает торжественный момент возложения цветов…
А после люди вспоминают фронтовиков, общаются, им есть что сказать друг другу.
– У меня воевали дед, отец, тетя, дядя. Папа вернулся раненым. А дядя потом не мог смотреть военные фильмы, сильно переживал. Много им пришлось вынести! – отмечает Людмила Алексеевна Космакова.
Стоящая рядом Анна Павловна Раша папу никогда не видела. Ей было всего девять месяцев, когда он ушел на фронт. От него остались письма и единственная фотография, с которой смотрят родные глаза, с папой можно поговорить и в горькие минуты прошептать, что любит его очень сильно, послать весточку в вечность…
– В последнем письме маме были такие слова: «Лизонька, веди себя достойно!» Она была директором школы. И нам четверым: «Деточки, простите меня, может, я вас не увижу». Мы тогда еще в Сысерти жили. Сегодня с утра зажгла свечку. Хоть и крошкой была в 1945 году, но помню: когда объявили Победу, такой рев стоял! Общая радость была. Папа бы гордился моими детьми: сын Владимир – военный штурман, дочь Галина работала в ГОКе бухгалтером, потом в плановом отеле. Сама наслаждаюсь жизнью в поселке – тут у нас так хорошо! – подытоживает Анна Павловна.
Этот день воскресил дорогие нам лица. Спасибо, родные, за подарок для нас, который называется жизнь!