Главная темаПрофессионалы

Наталья Филимонова: – Я грезила железной дорогой

Знакомьтесь: лауреат премии имени Зои Басовой – начальник службы движения цеха технологических перевозок УГЖДТ Наталья Филимонова. Совсем как её легендарная предшественница, она выбрала своей судьбой железную дорогу

Хрупкая невысокая женщина с искренней улыбкой и добрыми глазами, Наталья Филимонова уже 20 лет возглавляет службу движения цеха технологических перевозок. Удивительно, как одному человеку удается контролировать перемещение электровозов, чтобы они четко и слаженно доставляли грузы в требуемые точки! По мнению Натальи, чтобы добиться успеха, надо искренне любить работу, правильно подобрать персонал, быть авторитетом для подчиненных и сохранять внутреннее спокойствие.

Дочери машиниста повезло осуществить мечты юности в родном Качканаре и стать ценным сотрудником комбината.

Папина дочка

– На Качканарский ГОК я пришла в 1994 году, – рассказывает Наталья Вячеславовна. – По направлению от комбината закончила Уральский институт инженеров электромеханического транспорта по специальности «Организация движения железнодорожного транспорта». Мой папа Вячеслав Викторович Кунгуров всю жизнь работал машинистом электровоза в нашем же цехе. Когда пришло время выбирать вуз, он мне сказал: «Мама у нас – педагог, сестра – педагог, хотя бы ты не иди в учительницы!» И я выбрала железную дорогу, потому что грезила ею.

Учебную стажировку проходила дежурной стрелочного поста Главного карьера. До сих пор помню: когда первый раз спускались на тепловозе, был солнечный день, и мне всё показалось сказочным. Работа на свежем воздухе, целый день в движении, мы были молодыми, всё воспринимали с восторгом. Вначале дежурная по станции мне давала указания: подготовить определенный маршрут, пропустить поезд, и я четко выполняла все распоряжения. А когда меня назначили дежурной по станции, то задачи мои изменились. Надо оперативно пропустить состав, чтобы он скорее доставил руду на дробильную фабрику. Если случился простой, то следует предпринять меры. Один из главных инструментов – живая речь. Целый день говоришь по рации, звонишь по телефону диспетчеру. Бывало, приходила домой с работы и молчала, потому что разговаривать уже не было сил.

– Насколько изменилась ваша работа за много лет?

– Увеличился объем перевозок. Раньше на линию выходили 20 локомотивов. Было шесть железнодорожных станций. Потом добавились две станции и три стрелочных поста. Сотрудников тоже стало больше.

Если раньше все станции управлялись с пульта, то сейчас три станции управляются с помощью компьютера. У диспетчера автоматизированное рабочее место. На комбинате активно внедряется цифровизация, всё меньше бумажного документооборота.

– А вам знакомо устройство электропоездов?

– Нет, но я не раз ездила в кабине локомотива электропоезда. Когда работала на стрелочном посту и дежурной по станции, мы перемещались по карьеру на локомотивах – уезжали на момент осуществления взрывов и возвращались обратно. В дальнейшем уже начальником станции проезжала, чтобы контролировать состояние путей, систему пропусков и остальное.

– Как вы держите во внимании все процессы?

– Местонахождение каждого поезда отслеживает диспетчер. В специальной программе – карта всего железнодорожного района, с путями и станциями, в ней видно, где находятся поезда. При необходимости я захожу в нее. Если в каком-то месте образовалось скопление поездов, выясняю, что случилось.

Не хуже Юлия Цезаря

– Какие качества должны быть у людей в вашем цехе?

– Мобильность. Медлительные у нас не приживаются. Начальник станции всегда много ходит: комиссионный осмотр путей, контактных сетей.

Также начальник станции должен быть коммуникабельным, ведь надо находить общий язык со всеми подчиненными. Говорят, Гай Юлий Цезарь мог делать одновременно четыре дела. А у нас каждый дежурный как Цезарь: слушает рацию, тут же говорит по телефону, наблюдает за пультом и делает пометки. И это обыденная работа, всегда в таком режиме.

Гармония и дома, и на работе

– Вы с коллегами общаетесь вне работы?

– Обязательно. Отмечаем праздники. У нас хорошая волейбольная команда, мужчины тренируются во Дворце спорта, успешно играют. Девушки участвуют во всех спортивных мероприятиях, я в основном болельщик. Спорт для меня – это содержание своего дома, уход за садом. Выращиваю фикусы и фиалки. Люблю смотреть хоккей, папа с детства приучил.

– Что вы знаете о Зое Басовой?

– Это была единственная женщина – машинист электровоза на комбинате. Женщина-кремень, как о ней отзывались. Но в такой профессии и нельзя быть мягкой: железная дорога – это грандиозный труд, ответственность, организованность, пунктуальность.

Женщины могут всё!

– А сегодня женщина сможет стать машинистом локомотива?

– Сможет. Сейчас 20 процентов женщин ездит за рулем автомобиля. Электровоз – то же транспортное средство. Раньше трудоустройство женщин на должность машиниста электровоза запрещалось законом, считалось, что это опасная профессия. Сейчас допускают. Девушки обучаются на машинистов и уже управляют электровозами.

Когда я только пришла работать, у нас на путях работали женщины. Они были высокие, крепкого телосложения, легко с кувалдами управлялись. Потом их заменили мужчины. Но сейчас снова в путевых бригадах начали работать женщины, поскольку появилось много механизированных автоматизированных средств, которые облегчают труд.

– Что пожелаете женщинам – коллегам?

– Сохраняйте баланс и спокойствие, имейте терпение, чтобы работать и радовать тех, кто в вас верит.

– А как вы сохраняете внутренний баланс?

– Люблю вязать. Могу связать все, что угодно, любой предмет одежды. Со школьных лет это было необходимостью, ведь мы росли в условиях дефицита. А сегодня это мое лекарство: чуть занервничала – спицы с пряжей тут как тут.

– Снится ли вам работа по ночам?

– Да, бывает. Причем закономерность: если вижу во сне себя на станции – это сигнал что что-то случилось и я нужна. Это моя работа, и я чувствую её всем сердцем и душой! Огромная благодарность руководству комбината за то, что мой труд ценят и отмечают!

Былое

Кто же такая Зоя Басова?

Премия имени Зои Басовой вручается женщинам за трудовые заслуги. Зоя Андреевна была единственным машинистом электровоза в чёрной металлургии СССР. Она является символом женского упорства и трудолюбия. Была награждена орденом Трудового Красного Знамени и орденом Знак Почета

Зоя Андреевна и её супруг Борис Леонтьевич приехали в Качканар из Казахстана, где трудились на Коунрадском медном руднике, по личному приглашению начальника Главного карьера Виталия Власихина и главного инженера Вадима Шарнина. В 1960 году, когда появились первые улицы города, руководство комбината искало специалистов по всей стране и даже выезжало в братские республики, чтобы привлечь лучших работников добывающих производств. Там они познакомились с Басовыми. Борис был хорошо устроен в Коунраде – высокая зарплата, квартира, уважение на работе, где он был одним из лучших машинистов экскаватора. Зоя Андреевна, несмотря на рождение двух детей, не отставала от мужа – водила электровоз и была машинистом с 17-летним стажем.

Но что-то позвало их в уральскую тайгу, зажгла оптимизмом приглашающая сторона.

– Красиво, зелено, – рассказывал Борис Леонтьевич. – И дело новое, большое. Хочется себя испытать.

Детям нашили шубенки для переезда на Урал, забрали маму Зои и переехали. Поселилась семья в общежитии. И если супруг приступил к работе с первых дней, то Зое два года пришлось доказывать свое право работать.

В железнодорожном цехе ей не обрадовались, сказали, что женщин-машинистов они вообще никогда не возьмут: «Профиль у нас тяжелый, аварию устроишь, кто отвечать будет?» До слез обидно было «вечной электровознице» слышать такое. Но делать нечего – пошла арматурщицей на строительство ТЭЦ, вязала, обдирая пальцы, проволоку для железобетонных стен. Терпела. И притерпелась бы, как другие. Но раз прибежал взволнованный Борис Леонтьевич, – он, ясно, видел муки жены.

– На комбинате курсы электровозных машинистов открыли! — объявил он радостно. – Иди, мать, записывайся.

Она записалась, конечно. Но директор комбината Ефим Александрович Кандель вычеркнул, тоже решил: не женское дело, не сможет! Тогда Зоя пробилась к нему сама, выложила свой старый, сорок первого года, аттестат: «В войну, значит, могла, а сейчас нет?» Кандель подивился на уникальный документ, потом спросил: «Дети у вас есть?» – «Есть. Двое». – «Так как же вы их кормили при такой работе?» – «А мне мама их на разъезды приносила. Накормишь и дальше. Но, бывало, отправление дадут, а ребенок не наелся, кричит. Ты едешь, а он кричит. До следующего разъезда. Там опять кормишь. Нас тогда так и звали – «кормящие поезда».

«Все, убедили. – Кандель улыбнулся. – Идите, учитесь».

Но рано радовалась Зоя Басова. Через месяц, удрученная, она сказала мужу:

– Брошу я, отец, курсы. Не с моей семилеткой в эти новые, на переменном токе, «Д-100М» садиться. Одна электротехника с ума сведет, ничего в общих схемах не разберу. И руки после арматуры карандаш не держат. Ох, лишенько мне!

Но Борис Леонтьевич знал, что без электровоза, без родимой работы ей будет еще хуже. «Пойдем, поглядим твои схемы», – сказал он: для него в любой технике тайн не было, не знаниями, так интуицией брал. Отрывая время от отдыха, он перефотографировал по узлам все электровозные схемы; увеличил, сброшюровал в альбомы: эти альбомы и потом, работая машинистом, Зоя всегда возила в кабине, чуть что – взглянет, и все ясно! В общем, опять выручила, спасла их любовь.

«Уральский следопыт», Борис Путилов, 1984 год

Тэги

Статьи близкие по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Текст невозможно скопировать!
Закрыть