Главная темаТак и живем...

Первооткрыватель с душой романтика

ЕВРАЗ КГОК готовится отметить 60-летний юбилей. Наше достояние на все времена - ветераны труда, посвятившие жизнь становлению Качканара и родного предприятия

Первым делом – самолёты

Трудовой путь Ивана Михайловича Соболева начался в 1949 году в Свердловске – уже в 17 лет он работал кузнецом свободной ковки пятого разряда. В 1951 году его призвали в армию.

– Я сел в эшелон и не знаю, куда меня повезут – на Восток или на Запад? Повезли на Запад, – вспоминает ветеран. – Помимо работы, до армии я учился еще в аэроклубе на механика самолетов, со мной в призыв попали ребята из нашего клуба. Девять суток – и мы в Литве. Спали под рев моторов и любовались, как самолеты летают. Завидовали, мечтали, когда сами сможем полететь. Два месяца проходили боевую подготовку, потом – новое распределение – меня отправили в Восточную Германию. Там нас в течение года обучали на механиков самолетов, затем я получил должность механика при аэродроме.

Работу в армии Иван Михайлович вспоминает как очень увлекательную. Он обслуживал авиационную технику, и это было бесценным опытом. Вернувшись домой в 1956 году, поступил в техникум, получил диплом техника-электромеханика по контрольно-измерительным приборам и автоматике. И его направили в Качканар.

Ещё до пуска комбината

– Получил направление в трест «Качканаррудстрой», затем перешел на бетонный завод, стал осваивать производство фундаментных плит. Работа была простая: ящик, опалубка, туда бетон залил, пропарил – и готово. Мне это занятие казалось скучным, но я успел там с нуля запустить мостовой кран, два козловых крана, 17 пропарочных камер и всякую «мелочевку» в виде кранов-пионеров и вибростолов. Однако долго примитивным делом я заниматься не мог, пошел в ГОК, и меня приняли в отдел оборудования инженером по комплектации систем КИПиА СЦБ и связи.

Ему открылись связи с институтами, заводами-производителями. Изучал проекты и разбирался во всем оборудовании на комбинате.

– Начались командировки, связанные с поставками оборудования. Комбинат тогда только строился, ему многого не хватало, нужно было заказывать оборудование в разных городах страны. Привозил сопроводительные письма в институты и заводы-изготовители, они их рассматривали, изучали проектную документацию, работали по заказу нашего комбината.

Первый успех

– Помню, в Конотоп ездил за щитами диспетчерского управления. Они до сих пор работают на комбинате, – продолжает рассказ ветеран. – На заводе сначала отказывались изготавливать нужное нам оборудование, просили железо, провода и другие ресурсы. Нам же невыгодно было затягивать процесс. В итоге мы достучались до министерства, и специалисты Конотопа изготовили оборудование без всяких условий.

Затем Иван Михайлович перешел в цех сетей электрослесарем-наладчиком восьмого разряда. В 1967 году перевелся на ТЭЦ, где также было много автоматического оборудования, в котором он хорошо разбирался.

Потом в силу обстоятельств работал в разных городах восточной части СССР, но долго вынести разлуку с Качканаром не смог и в 1971 году вернулся на комбинат. Энергетиком Главного карьера он проработал до пенсии.

На посту в любое время, в любую погоду

– В мои обязанности входило все, что связано с электричеством. Малейшая неисправность на экскаваторе – и я выезжаю, – рассказывает Иван Михайлович. – Пробило линию электропередач, пропало электричество – я снова там. Конечно, самое «интересное» было зимой, когда в два часа ночи выбивает линию, и я по сугробам ношусь, чтобы найти разрыв и всё исправить.

Или, например, неисправен синхронный двигатель на экскаваторе. Что делать? Я должен выставить автодорожный кран, собрать помощников с других экскаваторов, снять крышу экскаватора, вытащить двигатель краном – а это ни много ни мало пять тонн. Потом надо новый двигатель подключить, засунуть его в экскаватор, опробовать работу. Все это занимало до шести часов. Но я очень любил эту работу, хоть она очень сложная и ответственная.

Года не беда, коль душа молода

В 2005 году Иван Михайлович вышел на пенсию. Сегодня ему 91 год, но он по-прежнему бодр и активен, участвует в общественных мероприятиях, вершит добрые дела и по-хорошему завидует нынешним специалистам комбината – они работают на таком чудесном современном оборудовании!

Охотно встречается с молодежью, рассказывает о жизненном пути, делится опытом. Ветеран комбината советует молодым гордиться работой на таком передовом предприятии, добывающем для страны металл.

Человек-легенда

Как и в молодые годы, покой ему только снится, и он продолжает действовать, созидать.

– На Ису у меня дача, занимаюсь там разными делами. Например, вдоль дороги возле остановки высаживаю кедровую рощу. Эти деревья мне нравятся своей величавостью, смотрятся очень красиво.

Недавно мы поставили там памятник воинам, которые ушли на фронт Великой Отечественной войны – 103 человека ушло с Иса, память о них должна жить вечно. Еще поставил две пирамиды – это арт-объекты, которые несут в себе исторические фрагменты. Возвести эти объекты я хотел еще в честь 300-летия металлургии на Урале, в 2001 году. И вот, наконец, мы с группой ребят этот проект осуществили: привезли цемент, щебень, заказали детали – получилось красиво.

Кроме этого, занимаюсь сборкой флюгеров в форме самолетов. На своем участке поставил два таких самолета, депутату Владимиру Георгиеву подарил, на садовых улицах также установил свои флюгеры, на Ису уже три года стоит мой самолет.

Иван Михайлович – давний любитель мотоциклов, постоянно участвует в мотопробегах.

– Неделю назад был в Екатеринбурге на фестивале ретромотоциклов. Мы с товарищем возили туда два «Урала». Свой мотоцикл я берегу лет сорок, он у меня ухожен, до сих пор на ходу.

За свою жизнь чем он только не увлекался: полетами на дельтаплане, прокладываем лыжных трасс, наблюдением за звездами, поэзией, выращиванием деревьев. А сколько туристических групп сводил на гору Качканар, самозабвенно делясь с гостями открытиями, находками, воспоминаниями. Например, о том, как вместе с такими же энтузиастами устанавливал барельефы и давал названия скалам, полянам, тропам, которые он знает наизусть и любит, как свои творения. Лучшего проводника на гору Качканар трудно найти!

Коротко характеризуя его, можно сказать: это технарь и одновременно романтик, краевед и энтузиаст, первооткрыватель и полиглот. А главное – патриот, самозабвенно влюбленный в родную природу, Качканар и горно-обогатительный комбинат. Так что кратко сказать о нем не получится – настолько это многогранный и глубокий человек, наш легендарный ветеран Иван Михайлович Соболев.

Тэги

Статьи близкие по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Текст невозможно скопировать!
Закрыть