Истории
Педагог, физик, турист с душой романтика
Имя Сергея Петровича Зеленина известно в Качканаре как педагога, преподавателя физики школы №4 (ныне школы имени К.Н. Новикова), руководителя школы туризма. Он водил подростковые и взрослые группы по всей России – от Кольского полуострова до Байкала. Читателям «Качканарского рабочего» он известен как автор туристических заметок и очерков. Нельзя не упомянуть его имя в связи с 55-летним юбилеем “Качканарского рабочего”, его материалы занимали достойное место на страницах нашей газеты и находили широкий читательский отклик.
И вот совсем недавно Сергей Петрович ушел из жизни. Но в архиве редакции остался очерк из цикла “Документальные повести о людях Качканара” под названием “Контакт”, опубликованный в «Качканарском рабочем» в 1989 году. Фрагменты из этого очерка мы публикуем сегодня и посвящаем светлой памяти друга газеты и нашего постоянного автора С.П. Зеленина.
Контакт, «КР», 18 июля 1969 года, печатается с сокращениями
Когда я спросила у Сергея Петровича, что, по его мнению, является главным в воспитании, он, не задумываясь, ответил:
– Контакт. Главное – чтобы цепь замкнулась и пошел по ней ток.
– Понятно. Значит, на одном конце этой цепи воспитатель, а на другом – воспитуемый?
Да. Как два радиоэлемента. Если соединить их проводником, получится контакт. И будет он тем крепче, чем лучше пайка и качественней проводник.
Я не удивилась, услышав такое техническое толкование из уст преподавателя радиоэлектроники С.П. Зеленина, который между тем продолжал:
– Или возьмем авиаторов. Как заводят винтовой двигатель? Пропеллер вращается, вращается, набирает обороты. Есть контакт! Электрическая цепь включена, машина готова к взлету. Набирай, пилот, высоту, веди самолет нужным курсом!
Сергей Петрович и Любовь Алексеевна Зеленины – учителя. Они знают. какая это сложная машина – ученический коллектив, как нелегко порой бывает завести тонкий и чувствительный двигатель, который зовется ребячьей душой. Нелегко, но привести его в движение надо, потому что каждая детская душа должна находиться в полете, а весь коллектив-самолет – следовать правильным курсом… Каков же курс этих штурманов-супругов!
Более десяти лат работают они в межшкольном учебно-производственном комбинате, на профиле «Радиоэлектроника». Сергей Петрович – учителем, Любовь Алексеевна – мастером производственного обучения. Занимаются у них 150 человек – учащиеся 7-10 классов, занимаются увлеченно, с интересом.
Что же влечет ребят к этим людям? Да, видимо, тот самый контакт, который возникает при первых же встречах с Зелениными. С чего он начинается?
С пробуждения ребячьего интереса. Влюбленный в свой предмет, романтик по натуре, Сергей Петрович так увлеченно говорит о радиоэлектронике, что у слушателей загораются глаза. Значит, замкнулась цепь и по невидимым проводам пошел к ребятам живительный ток. Теперь важно, чтобы не погас этот огонь, не пропал интерес к предмету. Да такого и не случается, потому что с каждым занятием появляется нечто более важное – интерес к личности преподавателя, человека эрудированного, душевного, не похожего на других.
– Зеленины от всех отличаются. Чем? У них любимчиков нет, – говорят учащиеся.
– Они хоть и учителя, а такие же, как и мы, только старше и умней. С ними про все поговорить можно, а не только про уроки.
– Они не кричат, не читают мораль, не воспитывают.
Не воспитывают. Не это ли вершина педагогического мастерства, когда учителя и учеников объединяет духовная общность, при которой забывается, что педагог – руководитель и наставник?
К Зелениным ребята идут как к старшим товарищам и верным друзьям, прирастают к ним душой, припаиваются сердцем – самая надежная пайка!
– Ну, что касается души и сердца – тут у ребят есть Любовь Алексеевна. У меня – что? Обычные уроки, голая теория. А по душевной части бегут к ней.
Говоря о себе как о голом теоретике, Сергей Петрович, конечно, скромничает, а может, и чуть лукавит. Да не в этом дело. Главное, что Зеленины для учащихся как отец и мать, и можно позавидовать ребятам, которых воспитывает этот семейный дуэт.
– И как вы до сих пор не надоели друг другу? – удивляются их коллеги. -Дома вместе, на работе вместе. Не устали один от другого?
Да нет, не надоели, не устали. Третий десяток лет идут по жизни рядом.
Познакомил их Пермский педагогический институт. Учились на одном факультете, физико-математическом. Имели «одну, но пламенную страсть», которая зовется чувством Родины. С секцией туристов, которой не факультете руководил Сергей Зеленин, они побывали на Северном Урале и в Средней Азии, на Кольском полуострове и на Камчатке, сердцем прикоснулись к родной земле, ее истории и людям, проверили себя на выносливость и прочность. Каждый поход – это новые впечатления, новые открытия. А кроме того на нелегких туристских тропах студенты Сергей Зеленин и Люба Александрова открыли друг друга, почувствовали родство душ, тот душевный контакт, без которого не бывает крепких семейных уз.
Свей учительский путь молодая семья начинала в Пашии Пермской области. С появлением Зелениных для пашийских школьников сразу же раздвинулись границы этого горнозаводского поселка. Узнали ребята, как красив и богат наш Урал, как широка и необъятна наша Родина, впечатления были яркими, а знания – прочными, ибо ничего нет лучше учебника жизни.
Таких вот возбужденных впечатлениями и утомленных долгим походом встретил их однажды в поезде К.С. Юмин, заведующий Качканарским Гороно и искренне позавидовал этим ребятам, имеющим увлеченного и умного наставника. «Вот бы нам такого – руководить секцией в Доме пионеров», -подумал старый педагог и стал рассказывать Сергею Петровичу о городе юности. И убедил.
Было это в 1970 году. Легкие на подъем, Зеленины быстро снялись с места и приехали в Качканар со своим пятимесячным Вовиком. Жили сначала в Доме пионеров, а вскоре, как и было обещано, получили двухкомнатную благоустроенную квартиру. Работали учителями физики и электротехники в школе №4, а потом, как мы уже знаем, в УПК. Словом, стали Зеленины качканарцами.
И пролегли туристские тропы из Качканара на Денежкин камень, в Пашийскую пещеру, в другие места Урала, на Памир и Тянь-Шань, на Кольский полуостров. Как и в студенческую пору, путешествуют Зеленины вместе. А как же маленький Вовка? И он путешествует. С каких пор?
– Да как родился, так и понесли, – улыбается Любовь Алексеевна, и в этом утверждении больше правды, чем шутки.
Уже в трехлетнем возрасте Вовик побывал на Памире. Нетренированному человеку в горах, сами понимаете, делать нечего. А Вовка к тому времени был уже турист со стажем и вполне образованный человек. Он много знал о горах, о разных цветах и букашках и даже о том, как делают кирпич. Потому что нет такого вопроса, на который бы не ответил папа. А туристская тропа длинная, и вопросов возникает много. Когда топаешь рядом с родителями и ребятами-школьниками, а особенно когда едешь на папиных плечах, то чувствуешь себя большим и сильным, а видишь далеко-далеко на все стороны и знаешь, что все это – твоя Родина.
И тут будет кстати перейти к семейному кредо Зелениных. Если кратко, то его, пожалуй, можно выразить такими словами В.А. Сухомлинского: «Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества».
Туризм в этом плане, по мнению Зелениных, – универсальное средство. Ведь из окна квартиры Отечество не познаешь. Никакая умная книга не научит преодолевать трудности, если не встретишь их в жизни. Никогда не узнаешь и не поймешь человека, если не будешь рядом с ним на пути к общей цели…
Галина Краснопевцева