КультураПрофессионалы
Покой нам только снился
В этом году Качканарский горно-обогатительный комбинат отмечает 60-летний юбилей. За это время на предприятии сменилось несколько поколений работников. Особое уважение вызывают люди, которые стояли у истоков города и комбината. Большинство из них давно на заслуженном отдыхе, имеют статус ветеранов федерального значения и звание «Ветеран труда комбината». Они до сих пор хранят воспоминания о том, как начинался Качканар, и готовы поделиться ими с молодежью и читателями «Качканарского рабочего»
Нелёгкая доля кассира
Нина Прокопьевна Иванова и ее муж Николай Иванович Иванов участвовали в становлении города с 1957 года. В тот период они уже были женаты, жили в поселке Сигнальном. Николая Ивановича направили строить железную дорогу, ведущую в Качканар.
– Муж был назначен комсоргом в годы той стройки, – вспоминает Нина Прокопьевна. – Когда он начал постоянно работать в Качканаре, ему дали комнату в деревянном бараке по улице Октябрьской. Иного жилья тогда не было. Мы переехали в эту комнату. У нас тогда уже была дочь, но она была слишком маленькая, и мы оставили ее у бабушки, поскольку везти ее в такие суровые условия было не лучшим решением. Я по профессии была бухгалтером, но с моим трудоустройством произошла тогда интересная история…
На тот момент Нине Прокопьевне было всего 22 года. По просьбе мужа ее приняли на работу в трест «Качканаррудстрой», но вакансии бухгалтера не нашлось, и ей предложили стать кассиром.
– Меня заверили, что это ненадолго, всего на полтора-два месяца, потом обещали перевести на бухгалтерскую должность. Я боялась работать с деньгами, но выбора не было, пришлось согласиться. Проблема была в том, что я не успела рассчитаться с прежней работы на Сигнальном. Пришлось срочно ехать на попутной машине в соседний поселок, забирать документы и возвращаться. Это сейчас автобусы постоянно ходят – все просто. А тогда никаких пассажирских рейсов в Качканаре не существовало. Добирались в основном на грузовиках. Я съездила, привезла документы, меня повели во второе управление треста. Тогда оно занималось строительством промышленных объектов, ведомство было большое, работников много, зарплаты у них были большие, и денежные купюры тогда были достаточно крупные.
Большие деньги
Касса для выдачи зарплаты располагалась прямо в кабинете бухгалтерии. В нем находились два бухгалтера, железный сейф с деньгами и окно, выходящее на улицу, – оно и являлось пунктом выдачи зарплаты.
– Банк тогда находился в Нижней Туре. Каждое утро в Качканар приезжал автобус, кассиры в него садились и ехали в банк, если было нужно. Наступил день зарплаты. Дали мне два картофельных мешка денег, двух мужчин в качестве охраны, и мы поехали в Качканар. Приехали, я начала выдавать зарплату. Помню, была зима или ранняя весна, грязь повсюду, и люди шли к кассе, то есть к открытому окну. Люди работали посменно, в разное время и в разные смены приходили за деньгами. К восьми вечера мы всю зарплату раздали, остатки сложили в сейф. В общей сложности я три дня выдавала зарплату. Потом начали считать остатки денег. Я боялась: если сейчас чего-то недосчитаемся, меня повезут в суд. До меня уже были случаи, когда кассиры «теряли» часть денег, и их увозила прокуратура. Но, к счастью, все сошлось, ни копейки не потеряли.
Спустя несколько месяцев Нина Прокопьевна получила должность бухгалтера в строительном управлении №3, где проработала около года, после чего мужа перевели на новый объект в Нижнюю Туру, всей семье снова пришлось сменить место жительства.
Выходных практически не было
Время шло, и карьера Николая Ивановича складывалась хорошо. Он зарекомендовал себя в округе как опытный специалист и ответственный партийный лидер. В 1969 году его назначили на должность заместителя председателя исполкома в Качканаре.
– У нас тогда все было хорошо, дочери уже учились в школе, работой и жильем мы были обеспечены. Но внезапно ночью раздался телефонный звонок, и мужу сообщили, что партия выдвинула его на новую должность в Качканаре. С партией в то время спорить было не принято. Если сказали надо, значит надо.
Приехали в Качканар, тогда председателем исполкома была Клавдия Павловна Сухенко, мой муж стал ее заместителем. В Качканаре тогда не было своих специалистов, приходилось брать из других городов. К тому времени начали сдаваться под ключ новые дома в девятом микрорайоне, мы получили там благоустроенную квартиру. С этого момента и началась в Качканаре глобальная стройка, возводились значимые объекты.
Поскольку должность Николай Иванович получил высокую, ответственность почувствовали на себе все члены семьи. Выходных у руководителей города не было, важные вопросы приходилось решать в круглосуточном режиме.
– Первое время было невозможно спать по ночам. Телефон у нас стоял возле кровати, он постоянно звонил. Детский сад звонит: затопило, магазин звонит: хлеб не завезли… Подобные вещи происходили постоянно, и часто их решать приходилось мужу. В этом была его работа – решать городские проблемы. Выходных практически не было. Но я не жаловалась, продолжала работать бухгалтером. Сначала работала в ТЭЦ, потом меня пригласили в ремонтно-строительное управление. Такие управления создавались на всех металлургических предприятиях, но напрямую к ним они не относились, а подчинялись своему ведомству.
Три знаменитых высотки
Нина Прокопьевна вспоминает: город менялся стремительно. За 20 лет многое было создано при непосредственном участии ее мужа. Практически все, что сегодня в городе есть, было построено в промежутке с 1970 до 1990 года.
– Помню, как строились двенадцатиэтажки по улице Свердлова. Изначально у города был проект строительства на их месте большого девятиэтажного дома. Речь примерно о таких зданиях, которые сегодня находятся возле десятого микрорайона – Свердлова, 26, 28, 30. Такой же дом, но еще длиннее, мог появиться на месте двенадцатиэтажек. Для этих целей вызвали даже проектантов из Москвы. Они приехали, посмотрели на виды, которые тогда открывались с улицы Свердлова, и говорят: «Вы с ума сошли! Как можно закрывать такую красоту большой стеной? У вас же там гора, пруд – такая красота, а вы ее хотите спрятать!» Они предложили нам построить одноподъездные высотки. Не сразу это удалось осуществить, были свои сложности с тогдашними градостроительными правилами, которые не позволяли строить двенадцатиэтажки в Качканаре. Однако нет ничего невозможного, дома появились и стоят до сих пор, а вид на гору стал еще красивее.
Дальнейшая жизнь
Николай Иванович проработал в исполкоме городского совета до 1985 года. Потом ушел в городской комитет партии, где старательно трудился до 1991 года. После перестройки он был уже пенсионером, продолжать трудовую деятельность не стал, ушел на заслуженный отдых. А 29 июня 2020 года его не стало.
Нина Прокопьевна Иванова проработала в бухгалтерии ремонтно-строительного управления до 1996 года. Когда ей исполнилось 60 лет, ушла на заслуженный отдых. Поскольку предприятие, которому она отдала много лет, постоянно обслуживало комбинат, она имеет статус ветерана КГОКа, и совет ветеранов комбината оказывает ей всестороннюю поддержку.