Главная темаГород и власть

Мы должны достойно принимать вызовы природы

О цикличности природного явления, его причинах и следствии рассуждает гость редакции, главный специалист по информационно-выставочной деятельности комбината, депутат Думы Качканарского городского округа Владимир ГЕОРГИЕВ

Снижение уровня воды Нижне-Качканарского водохранилища беспокоит качканарцев в последние годы. Высказывается много версий возникновения этого природного явления, но не все они основаны на реальном положении дел. Проблема с водой в реках наблюдается по всей России. Люди приезжают в Пермь на Каму и удивляются увиденному: где была вода, вдруг стали острова. Порог Ревун на реке Исеть стал непроходим даже для каякеров, традиционные областные соревнования по водным видам спорта пришлось отменять. Лобва, Сакмара, Инзеры – везде нет воды. По мнению метеорологов, причиной этому стала сухая и жаркая весна.

«Только отдельные реки сохранили свою прежнюю водность при подобных температурах и сухости, – рассказала Е1 (информационное агентство Екатеринбурга) начальник отдела гидрологических прогнозов Уралогидромета Неля Мирошникова. – Меньше нормы на 20-30 % оказалась водность Лозьвы, Тавды, Сосьвы, Тобола, а также рек бассейна Камы до впадения Чусовой. Обезвожены и остальные реки».

Чтобы сохранить пруд в Качканаре, Качканарский ГОК уже на протяжении нескольких лет принимает меры по экономии воды и исключению водозабора из Качканарского пруда для технологических нужд, используя в производственном цикле возвратную воду из хвостохранилища. Вода из городского пруда в настоящее время используется исключительно для отопления города и подачи горячей воды. Тем не менее специалисты считают, восстановление уровня воды в водохранилище – вопрос времени, и гидросооружение, построенное в свое время для обеспечения нужд комбината, должно прийти в норму

 georgiev– Владимир Михайлович, сколько лет вы живете в Качканаре? Изменился ли за эти годы уровень воды в городском пруду?

– Я родился в посёлке Сосьва Свердловской области, а в Качканаре проживаю с 1960 года, меня привезли сюда еще ребенком. В моем детстве пруда не было, на месте водохранилища протекала речка Выя, были еще несколько речушек, в том числе Рогалевка. По-настоящему золотоносной была река Выя. Когда мы по лесу ходим и видим шурфы, это значит, что здесь когда-то ходили старатели и искали свое счастье. Когда читаешь произведения Мамина-Сибиряка, узнаешь, как они жили, как уходили искать «старательский фарт», и сразу представляешь наши поселки: Валериановск, который тогда назывался прииск Валериановский, поселок Ис, который был столицей Исовского, а не Нижнетуринского района. Эти исторические явления происходили у нас, качканарских мальчишек, перед глазами.

Никакого пруда тогда еще не было, текла маленькая бурная речка Выя. Она впадала в реку Туру, в районе поселка Елкино. В Качканаре была довольно сложная ситуация с питьевой водой. Я прекрасно помню, как на «водовозках» доставляли воду и раздавали её жителям, и это было не бесплатно – ведро воды стоило одну копейку. Талончик надо было отдать, получить ведро воды в строго определенное время и принести домой.

– Правда ли, что в июне 1976 года, когда сборная СССР по футболу приехала в Качканар на открытие стадиона «Горняк», уровень воды в пруду был настолько низким, что виднелись островки?

–  Да, они, действительно, виднелись. Нельзя отрицать, что природные катаклизмы случаются, водоемы мелеют. Подобное явление наблюдается у нас на протяжении последних трех лет. Такое бывало и раньше, но не так явно. Всемирное потепление все же имеет место. Оно всемирное, и нас не особо волнует. Не думаю, что в Качканаре начнут расти бананы, но тех морозов, которые я застал, работая на электровозе, сегодня уже нет. Мне довелось работать в ночную смену, когда температура опустилась до минус 53 градусов. Если сейчас у нас в течение зимы три дня температура приближается к 40 градусам, то зима уже считается холодной.

Качканарский пруд заполнялся постепенно. В какие-то моменты уровень воды падал, а в какие-то поднимался. Это не так сильно беспокоило, потому что все знали: Качканар без воды не останется. Так же, как и сегодня, мы уверены, что город без воды не останется, а природа возьмет свое. Специалисты предприятий, депутаты, глава города изучают вопрос, как сделать так, чтобы природные катаклизмы не очень сильно сказывались на нас.

В настоящее время уровень воды в пруду стал ниже, показались острова. Но одновременно комбинат принял большую программу по снижению потребления воды из Нижне-Качканарского водохранилища. В 2022 году комбинат снизил потребление на 11 млн кубометров – это очень большая цифра. В 2023 году на комбинате сэкономили уже 14 млн кубометров воды.  Но для полного восстановления пруда нужны обильные осенние, а потом и весенние дожди, нужна снежная зима.

Нельзя забывать, что нужды ГОКа обеспечиваются не только рекой Выя. Одна и та же вода используется циклами в технологии 8-12 раз. Более того, сейчас принята программа по возврату дренажных вод, и она реализуется, строятся сгустители. Если раньше в трубопроводе было 90% воды и остальное песок, то на сегодняшний день состав пульпы будет совсем другой. Масса будет густой, расход воды сильно снизится. Более того, сейчас по проекту для экономии водных ресурсов построены дополнительные насосы и скважины. Новый проект по расширению хвостохранилища предусматривает, что вода будет возвращаться в большем количестве, чем возвращается сейчас. Это целая объемная программа, которая решает вопросы не только полного возврата дренажных вод, но и экологические – исключает сброс фильтрационных вод на рельеф за границы хвостохранилища.

Нет такого настроя – взять воду на переработку руды во что бы то ни стало и не думать о том, что будет с городом. В городе живут люди, которые обеспечивают работу предприятия. Все делается людьми и для людей, для будущего нашего города. Может, я рассуждаю пространно, но я не люблю, когда непрофессиональные сведения вбрасываются в информационное пространство без ответственности за результат. Не надо так делать, если не понимаешь – посиди, почитай, спроси у профессионалов – тебе расскажут.

– Какие факторы, на ваш взгляд, влияют на уровень воды в местном пруду?

– Прежде всего, это погодный фактор. Когда я был в Верхотурье пять лет назад, там была широкая полноводная река. Но, приехав туда в сентябре этого года, я увидел совсем иную картину: торчат острова, судоходство затруднено. В Тюмени тоже посмотрел, что там делается с рекой, почитал местную прессу. Да, эта засуха сказывается на наших соседях, и Качканар не исключение. Не очень приятно видеть острова посреди рек и водоемов, и то, что у людей возникают сомнения, понятно. Но принцип должен быть такой: можешь помочь – помогай, хочешь разобраться – разберись. А если не можешь, надейся на других, которых ты избрал, чтобы они занимались делами на благо города.

– Какие факторы обмеления водоемов могут быть еще?

– Еще один важный фактор – вырубка леса. Если на территории Качканара прибрежная зона охраняется, то в верховьях реки Выи – в Пермском крае – была попытка лесными хозяйствами вырубать лес. Еще 8-10 лет назад наши представители встречались с руководством Пермского края для того, чтобы эту ситуацию исправить и остановить вырубку леса. Но часть угодий все же была вырублена, и это сказалось на экологии.

– Доводилось ли вам ещё видеть обмелевшие водоёмы?

– Да, видел обмелевший Черноисточинский пруд. По словам людей, которые занимаются водным спортом, сильно обмелела река Койва. Если раньше при переезде весной в сторону Пермского края можно было видеть беседку в воде, то сейчас она и зимой, и летом находится далеко от русла реки.

– Нужно ли бить тревогу по поводу уровня воды в Нижне-Качканарском пруду или стоит разработать меры и их реализовывать?

–  Смотря что понимать под выражением «бить тревогу». Это не пожар, а предсказуемая ситуация. Она должна тревожить, но это не значит, что надо включать сирены. Надо планомерно этим заниматься и добиваться, чтобы Качканар оставался красивым городом с хорошим водным обеспечением. Чтобы нам никогда не пришлось ходить к «водовозке» с ведром.

И еще надо помнить, что каждый перечеркнутый минус – это плюс. Обмелело водохранилище – почистили береговую зону. Есть смысл посмотреть на недостатки, которые еще помнят ветераны, а молодое поколение не знает. Ведь при заполнении Нижне-Качканарского водохранилища часть леса вырубить не успели. Поэтому надо воспользоваться возможностями и, может быть, ликвидировать эти «топляки».

Карьерные воды должны идти на технологию. Трубопроводы идут с Главного, Западного, Северного карьеров, перемещают воду в Выйский отсек, а значит, нам не надо будет забирать воду из Нижне-Качканарского водохранилища.

Я обращался в отдел по жилищному строительству, транспорту и связи администрации города со следующим предложением: Качканар находится на горе, если снег, убранный с городских улиц, складируется на западной стороне, то весной талая вода поступает в Нижне-Качканарское водохранилище. А если попробовать складировать снег на другой стороне горы, то талые воды будут стекать в шламохранилище и использоваться в технологии. Вроде бы простое решение, но сколько пользы может принести. Давайте находить оптимальные меры по водообеспечению и предприятия, и города.

Тэги

Статьи близкие по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Текст невозможно скопировать!
Закрыть