В литобъединении “Лукоморье”
«Домой из редакции я летела на крыльях Пегаса, – вспоминала Людмила Власовских, впервые переступившая порог «Качканарского рабочего». – Сочиняла потом вдохновенно и много и притащила все это на мое первое литературное собрание.
От волнения я никого толком не разглядела, а только слушала, слушала… И по мере того, что я слышала, у меня напрочь пропало желание прочитать то, что я насочиняла. Тут шла серьезная литературная учеба. И на первом же занятии я узнала много такого, о чем не дала себе труда узнать, прежде чем браться за перо.
А когда начался публичный разбор чьих-то стихов (всем раздали тексты), и как стали все высказываться, да чуть ли не к каждому слову с претензией – я и подумала: «Это я хорошо попала! Похожу-ка сюда с годик – может, потом и сочиню что-то путное». Хотя в «Качканарке» сразу же появилась первая подборка моих стихов, но строгость взгляда Галины Петровны и ее жесткую правку я потом тоже узнала… Мне пришлось многому учиться в литературном объединении».
Учились, общались, творили. Шли годы, постепенно обновлялся наш коллектив. Одни, считая, что «переболели лирикой», покинули литобъединение. На смену им пришли новые, молодые. Ну, а те, чья душа всегда молода, и по сей день верны творческому братству. Молодые, как известно, взрослеют, поступают учиться, выбирают главное дело своей жизни и, случается, уезжают из Качканара. По этой причине в 70-е годы ушли из литобъединения Ирина Туруева, ставшая профессиональной журналисткой, Елена Щепанковская, избравшая учительскую стезю, и другие. В 80-е годы мы проводили в пединститут выпускницу школы №2 Светлану Возисову. Любовь Рыбкина, начинавшая стихами, в 1985 году стала корреспондентом нашей газеты. А творческая работа в литобъединении продолжалась.
И настал однажды день, когда мы дружно сказали: Здравствуй, «Лукоморье»!
Не подобает литературному объединению жить без имени. Долго думали: как назвать наш творческий союз? Объявили конкурс. И одно из занятий стало именинным. Каждый не только предлагал свое название, но и должен был защитить, отстоять его. «Истоки», «Родник», «Руда», «Икар», «Вдохновение», «Дебют» – предложений поступило немало. Бурно спорили, доказывали, размышляли…
Остановились на «Лукоморье». Почему? Да потому, что это слово «Русью пахнет». Это слово неотрывно от Пушкина – светоча русской поэзии. «Здравствуй, «Лукоморье!» Это имя стало для нас символом неуспокоенности, постоянных творческих поисков.
Наши самодеятельные поэты и прозаики много читали и писали, были доброжелательны друг к другу и в то же время взыскательны и строги. Для многих начинающих мудрым советчиком и учителем был Иван Сергеевич Грачев.
А еще в творческой работе помогла нам дружба с писателями.
Дружба с писателями
Особенно тесной и плодотворной она была в 1970-80-е годы.
Для Свердловской писательской организации Качканар был олицетворением Урала:
«В судьбе Качканара легко прослеживаются судьбы городов-новостроек Урала и Сибири, с их насыщенной историей, молодой энергией, яркими человеческими характерами, манящими перспективами, а также с их специфическими судьбами, заботами, житейскими, производственными и социальными проблемами, – писал в те годы журнал «Урал». – В жизни Качканара особенно наглядно прослеживаются динамика нашей жизни, ее тенденции, ее противоречия. Вот почему на страницах нашего журнала относительно часто появляются материалы о Качканаре и качканарцах».
Не случайно наш город стал для писателей источником вдохновения: здесь они искали темы и героев своих произведений. Не случайно героиней документальной повести Анатолия Пудваля «Огонь на себя» стала наша Клавдия Павловна Сухенко.
В те годы был заключен договор о творческом содружестве между журналом «Урал» и городом юности. Одним из пунктов этого договора было шефство писателей над литературным объединением. Тогда почти на каждом нашем занятии присутствовал «живой» писатель. Встречи проходили очень интересно, живое общение с литераторами было прекрасной учебой.
В дни празднования 20-летия Качканара одно из уютных помещений Дворца культуры стало «Литературной гостиной». Нашими гостями были свердловские поэты Лев Сорокин и Николай Мережников, прозаики Эльза Бадьева и Анатолий Пудваль, сатирик Феликс Вибе. Признанные мастера слова, заранее познакомившись с произведениями наших авторов, сделали обстоятельный анализ их творчества, беспристрастный и в то же время доброжелательный. Критика и добрые советы, как и чашечка кофе, обжигали и согревали. И прибавляли творческих сил.
А насколько интересными были встречи непраздничные! Что ни встреча, то и новое открытие: шла серьезная, регулярная учеба. Писатели провели цикл бесед о литературном труде. Говорили об образной природе искусства, о литературе как исследовании жизни; о поэзии как сплаве мысли и чувства; о пейзаже и портрете в прозе и поэзии. Начинающие стихотворцы узнали, чем отличаются поэт-гражданин и поэт-созерцатель, язык живой и язык мертвый. О штампах и стереотипах, о живописи языка и о многом другом поведали нам сотрудник журнала «Урал» Евгений Зашихин, главный редактор Валентин Лукьянин, преподаватель Уральского госуниверситета Леонид Быков и другие.
Регулярными в те годы были также и проводимые писательской организацией семинары молодых литераторов – областные и кустовые.
Меня, как руководителя литобъединения, всегда приглашали принять в них участие. И я обязательно брала кого-нибудь из «лукоморцев» в Свердловск или Нижний Тагил. На семинарах работали секции поэзии и прозы, где по косточкам разбирали начинающих поэтов и прозаиков (вот уж учеба, так учеба!). Оказаться слушателем таких семинаров – величайшее счастье. Если же ты не просто слушатель, а автор, чьи произведения обсуждаются, – тут уж всех эмоций не описать! Об этом на очередном занятии «Лукоморья» рассказал Александр Бебиков, которому пришлось почувствовать весь огонь публичной критики, строгой и справедливой, беспристрастной и доброжелательной, когда на семинаре молодых литераторов в Нижнем Тагиле обсуждалась его повесть «Матвейка».
Да, прекрасная это была пора! Многолетняя дружба с уральскими писателями – святые страницы нашей биографии».
Интересно и насыщенно проходило наше творческое время. И приближался 1988-й – год 30-летия журнала «Урал».
«Свое существование город и журнал начали почти одновременно. И нам интересно следить, как растет и развивается наш ровесник. А главное, конечно, это люди и проблемы молодого города», – сказала в интервью нашей газете Валентина Артюшина, заведующая отделом прозы журнала «Урал». Она с радостью отметила, что в Качканаре она уже не в первый раз, была на праздновании 25-летия города, на заседании клуба книголюбов, присутствовала при вручении премии авторам, которых качканарцы назвали своими лауреатами. В.Артюшина пожелала успехов Качканару, который в 1987-м отметил свое 30-летие.
Круглую дату «Урала» качканарцы тоже отмечали. Во Дворце культуры был общий городской праздник. А в библиотеке треста «Качканаррудстрой» с коллективом редакции журнала встретились «лукоморцы». Встреча была праздничной и в то же время деловой.
Вот так мы жили-поживали, ума наживали.
Галина Краснопевцева
Продолжение следует