Главная темаИз первых рук

Татьяна Мерзлякова: Большая часть поправок в Конституцию была создана в соавторстве с гражданами

Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова принимала участие в работе группы по подготовке поправок в Конституцию

Работа проходила на базе Общественной палаты Российской Федерации. Татьяна Георгиевна поделилась впечатлениями об участии в рабочей группе по подготовке поправок в Конституцию с редакциями газет Северного управленческого округа в формате пресс-конференции, а также ответила на вопросы корреспондента газеты «Качканарский рабочий». Предлагаем вниманию читателей лишь некоторые фрагменты пресс-конференции, которые затрагивают наиболее важные, на наш взгляд, поправки в Конституцию России.

Права человека незыблемы

Сейчас многие возвращаются к Конституции 1993 года и оценивают, чем же она запомнилась гражданам. Надо понимать, что это был закон переходного периода, когда наше государство стремилось уйти от излишней бюрократизации, безраздельной власти правящей партии – КПСС, а в противовес тоталитарной системе поставлена ценность человека, его права, демократия.

С 1993 года прошли годы, мы привыкли к новым реалиям и хотим жить еще лучше. В политической и экономической жизни произошло много достаточно ощутимых событий, которые вызвали необходимость внести поправки в Конституцию.

Я как защитник прав человека была направлена в рабочую группу по подготовке поправок, чтобы законотворцы не трогали наши с вами права. Не скрою, были желающие увести всё совсем в другую сторону. Но мы им не позволили. Даже президент страны Владимир Владимирович Путин сказал, что 2 глава – о правах человека – не исчерпала себя. Поэтому 1, 2, 3 и 9 главы сохранены в первоначальном виде.

О детях

Особенность России в том, что мать беззаветно любит свое дитя. И отцы любят детей не меньше, поэтому интересы детства и семьи должны быть приоритетом государственной политики.

Об этом замечательно написал в «Российской газете» (№116, 31.05.2020) председатель Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства Павел Крашенинников: «Конституция СССР 1977 года в статье 53 впервые закрепила, что «государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье».

Российская Конституция 1993 года провозгласила принцип социального государства (ст. 7), установив, что в Российской Федерации семья находится под защитой государства, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7, ст. 38). Законом о поправке к Конституции РФ устанавливается, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России.

За период действия Конституции 1993 года создана база правового регулирования семейных отношений. Принят Семейный кодекс, ряд федеральных законов, в которых впервые упорядочены права и обязанности органов опеки и попечительства, проведена ревизия форм устройства детей в семью, приемная и патронатная семьи отнесены к разновидностям «платной» опеки и попечительства. Появившиеся в 2019 году в Гражданском Кодексе конструкции совместного завещания и наследственного договора позволяют обеспечить реализацию достигаемых де-факто в семьях договоренностей о наследовании имущества, а также о порядке содержания отдельных членов семьи.

«Сделано много, однако есть пробелы и недоработки, появляются новые отношения, требующие своего регулирования, ведь Конституция 1993 года работает уже 26 лет. В актуальной повестке дня – вопросы обеспечения прав детей, в том числе при разводе родителей, вопросы имущественных отношений между супругами, развитие репродуктивных технологий, действие институтов усыновления и опеки», – говорится в статье Павла Крашенинникова в «Российской газете».

О Боге

С появлением Бога в Конституции боролись многие члены комиссии. Но сейчас создана идеально звучащая поправка: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство».

Меня спрашивают: а где же здесь другие религии, ведь Бог – традиционно христианский? Но мы проконсультировались с председателем Госсовета Татарстана, который представлял интересы народов России иных конфессий, и совместно пришли к выводу, что само слово «Бог» может быть синонимом слова «Аллах», и это допустимо.

Международное право

– Не лишат ли нас поправки в Конституцию права обращаться в Европейский суд по правам человека? – такой вопрос задал омбудсмену корреспондент «Качканарского рабочего».

– Возможность граждан обращаться в Европейский суд по правам человека сохраняется. Более того, наш аппарат постоянно с ним работает и помогает жителям Свердловской области обращаться в Европейский суд. Нам необходимо иметь внешнего эксперта всегда, когда это касается прав простого человека. Ничего не изменилось. Это статья 15, п.3, 4 в 1 главе Конституции. А 1 глава осталась нетронутой.

Что касается приоритетов национального права над международным, которые появились в другой главе, – это очень сложный вопрос. Он касается и морского права, и права на границы, и земли, и банковские средства, и ценные бумаги. В этих сферах Россия проиграла очень много судов. Решение вопросов о морских границах всегда идут очень странно. Приоритетом является международное право, но всё же самым высшим органом является Конституционный Суд Российской Федерации.

Тэги

Статьи близкие по теме

2 Комментария для “Татьяна Мерзлякова: Большая часть поправок в Конституцию была создана в соавторстве с гражданами”

  1. Зачем требуется Богу признание его в Конституции? Если он есть, то он знает, что он есть. Если его нет, то зачем признавать и выписывать в Конституцию то, чего нет?

  2. Зачем Мерзлякова вводит читателей в заблуждение про приоритет международного права? Этот приритет действует только в том случае, если мы подписали договор, по которому мы позволяем применять к нам какие-то правила и требования и сами обязуемся их соблюдать. Если вы считаете, что какие-то суды могут выступать к вам с какими-то требованиями, выйдите из этих соглашений, предупредив эти организации за оговоренный ранее срок. Вам это никто не запрещает. При чем здесь запись в Конституции. Интересно, если мы внесем такие поправки, то можно ли считать международные договора о военных ограничениях надежными и действительными, а не так как это решит какая-нибудь сторона из их подписавших по решению какого-нибудь своего районного Бассманного суда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Текст невозможно скопировать!
Закрыть